Главная arrow Блог arrow Азмаз в истории
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Азмаз в истории PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Азмаз в истории
Страница 2

 

 

«Возвышаясь на троне, сидя на неизменной своей антилопе, с четырьмя распростертыми к четырем сторонам света руками, воспарил над нами мрачный и страшный в мистическом небесном свете бог луны. А на лбу божества сиял желтый алмаз».

Многие из читателей, наверное, догадались, что это цитата из эпилога романа популярного английского писателя У. Коллинза «Лунный камень», в котором повествуется об удивительном по красоте желтом алмазе, похищенном из индийского храма и после многих приключений вернувшегося к своим первоначальным владельцам.

События, описанные в этом произведении, имеют реальную основу. В Индии с незапамятных времен алмаз служил   предметом религиозного поклонения и был возведен в ранг божества. Судя по древним религиозным текстам, этот замечательный минерал был известен здесь еще за три тысячи лет до нашей эры.

Туманом мистики был окутан «непобедимый» камень. Ему приписывались способности отгонять злых духов н исцелять от болезней. Племени, владеющему алмазом, должен был сопутствовать успех на охоте и в бою. Перед прорицаниями брахманы клали его под язык, дабы овладеть способностью предвидеть будущее.

Разумеется, эти и ряд других подобных домыслов усиленно распространялись брахманами, чтобы доказать «божественную» сущность алмаза. Но и в ту эпоху гипертрофированного религиозного отношения к миру находились люди, пытливо изучающие свойства этого уникального творения природы. Однако обнародование этих сведений строго запрещалось религией, а само упоминание алмаза простым народом расценивалось как святотатство.

С развитием торговли сведения о природных богатствах Индии и изумительном искусстве ее ремесленников проникали во многие уголки мира. Индийские купцы предпринимали опасные морские путешествия, зачастую длившиеся по нескольку месяцев. Их суда швартовались к причалам портов Бирмы, Цейлона, Южной Аравии и многих других стран. Они выгружали ткани необыкновенных расцветок, пряности, сохранившие аромат сказочной природы Индии, искусные поделки из слоновой кости, золотые слитки, умопомрачительной красоты ювелирные изделия...

Однако одно из главных богатств недр этой овеянной легендами страны — алмазы, месторождения которых в то время не были известны на всем земном шаре, было недоступным для внешнего мира.

Распространение алмазов за пределами Индии некоторые историки связывают с индийским походом Александра Македонского (326 год до нашей эры).

В одной из легенд описана заполненная алмазами яма, охраняемая змеей, которая одним своим взглядом испепеляла все живое. Предприимчивые воины македонского полководца подставили чудовищу зеркало, и змея погибла,   пораженная   собственным   отражением.

На  самом деле, по-видимому, все обстояло иначе.

Алмазы  попали  в  руки мародеров  при  разграблении храмов и сокровищниц восточных повелителей. Вместе с возвратившимися на родину немногими уцелевшими после бесславного окончания похода воинами алмазы попали в Элладу и Сирию, Персию и Египет, Вавилон и Рим...

Первым ученым, в самом начале нашей эры поведавшим миру о замечательных свойствах алмаза, был римский естествоиспытатель Плиний Старший. По свидетельству современников, Плиний все свободные от государственной и военной деятельности часы и минуты посвящал научным и историческим исследованиям. «О кавалерийском метании» — 3 книги; «Германские войны» — 20 книг; «Естественная история» в 37 книгах— своеобразная энциклопедия, содержащая обширные сведения по биологии, географии, медицине, минералогии и многим другим разделам науки... Это далеко не полный перечень трудов Плиния Старшего.

«Чем же можно одолеть сию несокрушимую силу, противодействующую двум сильнейшим веществам в природе — железу и огню? — вопрошает Плиний и глубокомысленно заявляет: — Алмаз разламывается от козлиной крови и не иначе как будучи отмачиваемый в свежей и теплой».

Предвидя возможное недоумение читателей, Плиний сам ставит вопросы:

«Какому гению или какому случаю следует приписать данное открытие? Кто надоумил затеять столь  странный и  таинственный  опыт с  поганым  животным?»

И дает на них «исчерпывающий» ответ: «Автором этого  благодеяния  следует признать божество».

«Алмаз имеет такую антипатию к магнитному камню,— продолжает Плиний,— что, будучи положен возле него, не допускает, чтобы железо от него притягивалось, а если магнит притягивает железо, то алмаз хватает оное и отнимает от него».

Если отбросить некоторые фантастические домыслы, то из труда Плиния в общем правильное представление об алмазе может получить и современный читатель.

Действительно, уникальная твердость алмаза — одно из его главных и определяющих свойств. Он «никогда не нагревается», то есть обладает хорошей теплопроводностью (попутно заметим, что это свойство алмаза стали использовать сравнительно недавно в современной микроэлектронной технике!). Также бесспорным является тот факт, что алмаз имеет «антипатию к магнитному камню», то есть принадлежит к классу немагнитных тел.

Вместе с тем мы должны простить одному из первопроходцев науки некоторые отклонения от истины. Так, алмазные кристаллы, несмотря на непревзойденную твердость, относительно хрупки и раскалываются от ударов. Судя по приведенному отрывку из «Естественной истории», Плинию об этом свойстве алмаза ничего не было известно.

У многих последующих исследователей вызвал недоумение описанный Плинием способ обработки алмазов с помощью... козлиной крови. Очевидно, этот рецепт был вывезен с родины царя камней — из Индии, где козел считался жертвенным животным. Поскольку «свежая и теплая» кровь козла призвана была умиротворять богов, то вполне естественно, что, по представлению живших тогда людей, она и только она могла укротить «непреодолимую силу» алмаза. Недаром Плиний приписывает авторство этого «открытия» божеству.

Однако легко заметить, что в труде римского естествоиспытателя подобные домыслы не играют первенствующей роли, как это имело место в старинных сказаниях и преданиях об алмазе. Похоже, что Плиний одавал своеобразную   дань   своему   времени,   ибо ни один древний трактат   не   мыслился   без   упоминания божества.

В «Естественной истории» содержится первое упоминание о техническом применении алмаза. «Вырезыватели   на   камнях,— писал   Плиний,— старается приобрести алмазы и вправляют их в железо, Предством их весьма легко продалбливаются твердейшие вещества».

Правда, на самом деле «вырезыватели на камнях» — полунищие ремесленники, изготавливавшие геммы — резные камни с изображениями, используемые в древности в качестве печатей и амулетов, вряд ли могли широко применять как орудие производства такой редкий и дорогой камень, как алмаз: слишком дешево ценился тогда человеческий труд. Нет, эра технического использования алмаза в то время еще не наступила!

Но почему Плиний ни словом не упомянул о неописуемой красоте алмазов, призванной затмить блеск всех других драгоценных камней, известных человечеству, хотя различного рода украшения из драгоценных металлов и камней пользовались особым почетом у римских аристократов, к сословию которых принадлежал и Плиний?

Дело в том, что в природе совершенные по форме алмазы с блестящими гранями встречаются чрезвычайно редко. Необработанные (сырые) алмазы чаще всего не привлекают внимание ни блеском, ни внешней формой. «Сырые алмазы... чрезвычайно похожи на кусочки гуммиарабика; найдя у себя на столе такой кусочек, вы его брезгливо сбросили  на пол»,— писал П. И. Пыляев, автор книги «Драгоценные камни», опубликованной в России в конце XIX века. В большинстве случаев даже лучшие, прозрачные образцы алмаза в необработанном виде имеют матовую и шероховатую поверхность, покрытую коркой (рубашкой) постороннего вещества.



 
« Пред.   След. »