Главная arrow Ювелирные изделия arrow Ассортимент отечественной ювелирной промышленности
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Ассортимент отечественной ювелирной промышленности PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 4
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Ассортимент отечественной ювелирной промышленности
Страница 2
Страница 3

 

 

 

Многогранно развиваются на многих предприятиях ювелирной промышленности и традиционные приемы ручной работы. Их применяют преимущественно для декорировки изделий. Это и различные виды эмали, чернь, филигрань.

Художественная направленность развития ассортимента ювелирных предприятий во многом определяется их специализацией и местными художественными традициями, особенно там, где современное производство сложилось на базе существовавших ранее ювелирных народных промыслов.

Совершим небольшое путешествие по некоторым предприятиям ювелирной промышленности и познакомимся с их ассортиментом.

Высшим проявлением ювелирного искусства принято считать работу с бриллиантами. Украшения с этими драгоценными камнями выполняются на многих предприятиях промышленности и предназначены они как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Особой элегантностью и высокой исполнительской культурой отличаются изделия Московского ПО «Ювелирпром», Ленинградского и Свердловского производственных объединений «Русские самоцветы» и «Уральские самоцветы»:

Наряду с такими традиционными украшениями, как кольца, серьги, броши, ленинградское объединение единственное в стране выпускает часы с бриллиантами. Для массового покупателя выполняются пользующиеся повышенным спросом кольца для помолвки с одним небольшим бриллиантиком (или несколькими) невысокой стоимости.

Среди украшений из золота с полудрагоценными камнями большой интерес представляют украшения с природными хризолитами, фианитами, корундом, жемчугом. В этих изделиях сочетаются двухцветное золото желтого и белого тонов. Такое сочетание в последнее время весьма популярно. Покупательницы среднего возраста отдают предпочтение классическим украшениям, композиционное решение которых строится на сочетании корундов огранки «кабошон» и фианитов полубриллиантовой огранки. Изысканные изделия такого рода выпускаются на многих ювелирных заводах: Бакинском, Рижском, Киевском, Кишиневском, Ереванском, Львовском, Костромском, Одесском и др.

Широтой и разнообразием отличается также ассортимент украшений из золота без камней: это и традиционные серьги — калачи, и изящные миниатюрные изделия с модными мотивами узлов, переплетений, бантов, веревочек, выполненные с величайшим мастерством и фантазией на разных предприятиях страны.

Выпуск цепочек осуществляется на Бронницком ювелирном заводе, основанном на базе старинного кольчужного промысла. Варианты ручного и автоматного плетения цепочек разнообразны, но наибольшим спросом у покупателей пользуются «веревочка», «якорная», «кордовая», «змейка», «ленточка», а также цепи автоматного плетения с алмазной обработкой.

Большой интерес представляют украшения и предметы сервировки стола из серебра с чернью, выполненные на Великоустюгском заводе «Северная Чернь».

Еще в середине XVIII в. далекий северный город Великий Устюг приобрел славу одного из ведущих центров черневого искусства. Произведения его мастеров — различные табакерки, коробочки, подносы, стопки и другие предметы украшались сложными графическими композициями и орнаментальными мотивами, порою умело повторяющими на металле гравюры того времени. Устюжские мастера свободно владели разнообразными ювелирными приемами, позволяющими усилить декоративную выразительность изображений: они применяли разгравировку, канфаренье, подрезку фона и другие приемы.

На протяжении многих веков формировались таинства русского черневого искусства, оттачивались композиционные приемы и орнаментальные мотивы. Каждое поколение мастеров привносило в эту живую традицию свои художественные достижения. В изящных гибких линиях черневых узоров, украшающих их изделия, воплотились народные представления о красоте, мечты о счастье, благополучии.

За свою 200-летнюю историю черневое искусство Великого Устюга пережило периоды подъема и упадка и к началу XX в. было почти забыто. Но в 50-е годы оно возрождается вновь, и уже в 60-е годы это рукотворное искусство обретает новую жизнь и достигает подлинного расцвета в работах художников и мастеров завода «Северная Чернь».

Современные художники Великого Устюга бережно сохраняют прекрасное наследие отцов и дедов и пополняют его своими талантливыми произведениями. В их работах черневые узоры на матовой мерцающей поверхности серебра дают возможность не только насладиться прихотливыми изгибами рисунка растительных побегов и цветов, но и лучше почувствовать красоту серебра. Черневые изображения в произведениях великоустюгских мастеров сочетают графическую четкость и живописную сочность. Они покоряют изысканностью рисунка и разнообразием вариантов орнаментальных мотивов.

С одинаковым мастерством чернью декорируют как украшения, так и предметы сервировки стола, и не случайно изделия завода «Северная Чернь» получили признание и любовь во многих странах мира, а их авторы удостоены высших наград на международных выставках и конкурсах. Искусство черни имеет давние художественные традиции и у народов Кавказа. Его самобытные черты наглядно проявляются в работах Ереванского ювелирного завода.

Яркую художественную выразительность приобрела в наши дни и одна из самых сложных ювелирных техник — эмалью по филиграни. Эта техника была популярна на Руси еще в средние века и наивысшего расцвета достигла в работах московских мастеров в XVI — XVII вв. Их произведения отмечались яркостью красок, богатством орнаментальных узоров. Но с начала XVII в. русские ювелиры, увлеченные работой с драгоценными камнями, надолго забыли об этой технике и вернулись к ней только в конце XIX в. и на весьма непродолжительное время.

Второе рождение техника эмали по филиграни пережила в 50-е г. уже XX в. на Ленинградском ПО «Русские самоцветы», единственном в мире предприятии, серийно выпускающем серебряную посуду, предметы сервировки стола и украшения интерьера, декорированные горячей эмалью по филигранному узору. За истекшие десятилетия это искусство пережило целую эпоху, в которой были яркие творческие достижения и интересные художественные открытия. Праздничные, блещущие многоцветьем эмалей и полированных золоченых и серебряных поверхностей изделия Ленинградского ПО «Русские самоцветы» — разнообразные кофейные и чайные сервизы, винные наборы, декоративные тарелки и другие предметы покоряют совершенной гармонией форм, орнаментации и колорита. Ленинградские художники не стремятся к буквальному повторению старинных образцов. Отточенные веками приемы рукотворной работы они используют для украшения совершенных форм, созвучных нашему быту. Неизменный успех их произведений у нас в стране и за рубежом еще раз подтверждает плодотворность синтеза традиций искусства прошлого и современности.

На многих предприятиях ювелирной промышленности РФ получила новую жизнь и другая уникальная техника эмалирования — роспись по эмали (финифть). Наибольшей художественной выразительности в работе с финифтью достигли мастера Пермского экспериментального ювелирно-гранильного завода.

В образном строе их рукотворных изделий явно ощущаются романтические настроения, которые проявляются и в сюжетах росписи, и в приглушенном колорите эмалевых вставок, и в изысканном кружеве филигранных оправ. Это своего рода ностальгия по загадочному, всегда манящему к себе прошлому, так импонирующая вкусам наших современниц. Не в ней ли кроется секрет неизменного успеха пермских украшений на многочисленных ярмарках и выставках?

Особого внимания достойна также серия остромодных украшений с опалесцирующей эмалью Ленинградского ПО «Русские самоцветы». Тонкие переливы нежных розоватых, голубоватых, сиреневатых тонов создают почти волшебный декоративный эффект, ярко проявляющийся на больших поверхностях современных украшений. Состав опалесцирующих эмалей и технология их применения разработаны специалистами Всесоюзного научно-исследовательского института ювелирной промышленности, входящего в состав объединения.

На ряде ювелирных предприятий для украшения недорогих изделий применяется холодная эмаль. Ее палитра особенно богата в забавных детских брошах производства Ташкентского ювелирного завода и Ленинградского ПО «Русские самоцветы».

Филигрань — традиционный вид ювелирной техники, получивший развитие в искусстве многих народов Советского Союза. Особенной популярностью она пользуется в России. Признанным центром филигранного производства считается Красное село на Волге. Весь мир обошла уникальная продукция Красносельского завода: изысканные украшения, металлическая посуда, забавные филигранные фигурки — изделия мелкой декоративной пластики. В них бесконечные варианты разнообразных орнаментальных мотивов: вьющихся трав и стилизованных цветов, фантастических растений, птиц и сказочных персонажей, в которых отразилась суровая северная природа, старинные полузабытые сказки, протяжные грустные песни волжан.

Традиционными для русского художественного творчества принято считать и работы с природными цветными камнями, которыми так богаты недра нашей страны. Многочисленные произведения камнерезного искусства, созданные мастерами Петербурга, Урала, Алтая, составляют славу русской культуры и своей неповторимой красотой идохновляют поэтов, скульпторов, ювелиров. В наши дни художники и мастера Ленинградского и Свердловского ПО «Русские самоцветы» и «Уральские самоцветы», приумножая славные традиции, создают новые произведения камнерезного искусства: шкатулки, подсвечники, декоративные панно и другие изделия, каждое из которых по-своему уникально. Художественный вкус, высокий профессионализм, любовь к камню позволяют им выявить затейливые узоры яшм, при умелой обработке позволяющие создать впечатление картин, эффектные узоры родонита (орлеца), таинственное сияние полированных поверхностей нефрита, прихотливые рисунки агата, красочность сердолика, и )ыоканность лазурита, таинственность обсидиана. Сложнейшие приемы обработки камня — резьба и флорентийская мозаика из кустарных мастерских пришли в современную промышленность. В последние годы на ленинградском объединении обрела новую жизнь камнерезная пластика, в которой получили достойное развитие лучшие традиции фирмы Фаберже. Во многих изделиях мастерство камнереза столь гармонично сочетается с совершенным мастерством ювелира, что эти небольшие по размеру фигурки несомненно можно отнести к произведениям высокого искусства.

Представлена и коллекция украшений с природными и выращенными камнями. Самоцветы Урала и Алтая, Кольского полуострова и Полыни, новые ювелирные камни, своим рождением обязанные достижениям научно-технического прогресса XX в., все они в сочетании с золотом и серебром и другими металлами, искусством художника и ювелира превращаются в разнообразные и элегантные украшения, покоряющие чарующей прелестью и своеобразием. Создание украшений с камнями занимает большое место в производстве ювелирных предприятий. Почерк московских и свердловских ювелиров отличает нысочайший уровень исполнительской работы, применение камне-самоцветного сырья хорошего качества и широкого ассортимента. В русле модных тенденций выполняются украшения с камнями на Киевском, Бакинском и Рижском ювелирных заводах. Оригинальный подход в применении техники флорентийской мозаики находят при создании украшений на Ленинградском производственном объединении «Русские самоцветы».

Много внимания проблемам расширения ассортимента ювелирных камней и использования их в производстве уделяется в деятельности Всесоюзного научно-исследовательского института ювелирной промышленности. В последнее время здесь разработана технология выращивания таких камней, как изумрудная щетка, опал, малахит, аурикальцит, изготовлены вставки ярко-зеленого авантюрина, предложены производству граненые вставки из антикоррозийных металлических сплавов — «марказиты». Художники института используют новые композиционные и цветовые решения. Они достигают ярких декоративных эффектов, компонуя в одном изделии камни различных цветов и форм, эффектно сочетая вставки авантюрина и осыпь бесцветного стекла, подчеркивая глубину цвета камня полосками горячей эмали или обрамлением из марказитов.

Трудно найти камень, более популярный, чем янтарь. В древности его называли «камень Солнца» за удивительную красоту и палитру медово-желтого цвета. В течение многих веков он привлекал людей своей теплотой, мягким блеском, внутренним свечением, интриговал загадочностью своего происхождения.

История этого камня очень древняя, так как янтарь — это окаменевшая смола хвойных деревьев, росших 30—40 млн. лет назад. До наших дней сохранились в «смоле веков» частицы древней фауны и флоры. Много легенд сложили люди о янтаре, а порой приписывали ему и таинственные волшебные качества, например чудодейственные целебные свойства. Лучшие сорта добывают в поселке «Янтарный» под Калининградом. Здесь' он исключителен по богатству и разнообразию окраски, по мягкому нежному блеску. Янтарь — мягкий, легко обрабатываемый камень, поэтому он является благодатным материалом для ювелирного производства.

Калининградский янтарный комбинат выпускает чрезвычайно обширный ассортимент янтарных изделий — от украшений до мундштуков и всевозможных сувениров, и везде творческая фантазия и мастерство их авторов служат выявлению редкой красоты этого уникального природного материала.

Ювелирные изделия со вставками из стекла, благодаря яркости, полихромности, сверкающему блеску материала, все более утверждаются в современном и праздничном костюме женщины. Дешевый и простой в обработке материал позволяет художникам проектировать изделия с учетом быстрой смены моды. Между тем стекла из сплавов повышенной твердости, не уступающие по красоте цвета и свето-преломляемости природным камням, в изделиях современных форм выглядят порой подлинной драгоценностью.



 
« Пред.