Главная arrow Ювелирные изделия arrow Ассортимент отечественной ювелирной промышленности
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Ассортимент отечественной ювелирной промышленности PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 4
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Ассортимент отечественной ювелирной промышленности
Страница 2
Страница 3

 

 

 

Использование цветного стекла в ювелирном деле имеет свою продолжительную историю. Однако ранее основной художественной направленностью украшений со стеклом была имитация драгоценных материалов, соответствующая стилю эпох. В современной советской ювелирной промышленности изделия из стекла играют особую и вполне самостоятельную роль. Использование стекла в сочетании с цветными металлами предоставляет художникам-ювелирам широкую возможность варьирования средств художественной выразительности и широкие горизонты эксперимента. Наиболее успешно работают со стеклом художники и мастера Приволжского завода «Красная Пресня». Смело используя разнообразные выразительные возможности стекла, они создают современные модные украшения высоких декоративных свойств.

Не меньше, чем украшениям, в отечественной промышленности уделяется внимание производству  ювелирной  посуды  и предметов сервировки стола. Эти изделия в значительной степени отличаются от аналогичной продукции, выпускаемой предприятиями других ведомств. В ювелирной промышленности при их изготовлении широко применяются серебро или покрытия из драгоценных металлов — золочение и серебрение, а также самые разнообразные ювелирные тexники, включая сложнейшие приемы ручной работы, такие, как филигрань, чернь, эмаль.

Творчески используя накопленный веками опыт, советские ювелирные предприятия выпускают красивые и оригинальные изделия, которые поражают богатством и самобытностью художественных решений.

Без преувеличения к подлинным произведениям искусства можно отнести ленинградские филигранные изделия с эмалью и работы из серебра с чернью великоустюгских мастеров. Подобны уникальным творениям знаменитых русских кружевниц вазы, сахарницы, конфетницы, подстаканники, созданные из тончайшей филиграни на мастерском заводе художественных изделий «Ювелир». Неизменно привлекают покупателей четкие лаконичные формы изделий из томпака с эмалью Ленинградского ПО «Русские самоцветы», выполненные в соответствии с принципами современного дизайна. Напротив, в формах и декоре наборов посуды для вина, подстаканников, ложек и других изделий Красносельского ПО «Ювелирпром» нашли отражение уходящие в глубь времен традиции русского народного художественного творчества. Еще в большей степени элементы древней пициональной культуры используют при создании предметов для сервировки стола и металлической посуды мастера Алма-Атинского завода, достигая в своих произведениях безупречной гармонии современных четко построенных форм и традиционных орнаментальных ушров казахского искусства.

При знакомстве с ассортиментом различных предприятий ювелирной промышленности обращает на себя внимание своеобразие творческого почерка каждого из них. Оно характерно практически для всех заводов, даже тех, которые находятся в одном регионе и выпускают аналогичную продукцию. Так, киевские золотые украшения значительно отличаются от одесских, серебряные украшения производства Ленинградского ПО «Русские самоцветы» совсем непохожи на московские изделия и т. д.

Разнообразие стилей, тематики и технических приемов рельефно проявляется в ассортименте продукции заводов из различных союзных республик. Так, высоким уровнем художественного и исполнительского мастерства отличаются изделия Рижского ювелирного швода. В его продукции традиции латышского искусства проявляются особым образом. Здесь практически не встречаются формы или орнаментика, повторяющие образцы народного творчества, тем не менее почти каждое изделие несет на себе яркий отпечаток высокой художественной культуры Латвии. Ее прекрасные традиции ощущаются и в смелом стремлении к новаторству, и в поиске новых острых современных форм, и в отточенном многими поколениями ювелиров исполнительском мастерстве.

Художественное своеобразие продукции закавказских ювелирных предприятий обусловливается необычайно благодатной питательной средой, которая возникла в результате переплетения живых традиций быта и древнейшего искусства народов Грузии, Армении, Азербайджана и других регионов Кавказа. Однако присущее этим талантливым и темпераментным народам острое ощущение пульса времени не позволяет им ограничиваться интерпретацией художественных достижений искусства прошлого. Творческие поиски ювелиров Тбилисского и Ереванского заводов, как правило, ориентированы на авангард современной моды, что не мешает им сочетать новые средства художественной выразительности с традиционными, отточенными веками приемами национального ювелирного искусства.

Ювелирное творчество народов Средней Азии глубоко традиционно. Шло время, менялись социальные формации, коренным образом изменились их жизнь и быт, но по-прежнему остались неизменными художественные вкусы этих народов и их любовь к ювелирным украшениям. Как и ранее, предпочтение здесь отдают ярким нарядным изделиям, выполненным из золота или золоченого металла, с бирюзой, жемчугом, выращенными рубинами или стеклами соответствующей цветовой гаммы, заменяющими камни.

Для изделий Алма-Атинского завода характерно использование полихромных сочных эмалей, обилия позолоты, множества вставок крупных стекол и камней. Современные казахские мастера стремятся использовать в своих произведениях опыт, накопленный народными ювелирами. Отсюда в промышленных образцах появилось множество орнаментальных мотивов, восходящих в своей истории к древнейшим орнаментальным композициям ранних кочевников: скифов, саков, сарматов. Эти древнейшие узоры органично сочетаются с современными простыми и выразительными формами. Они привносят в образный строй ювелирных изделий неповторимое очарование национального колорита. Вместе с ретроспективными разработками ювелиры Алма-Атинского завода увлечены поисками новых средств художественной выразительности: они широко используют передовые технические методы и сложную технологию, применяют разнообразные материалы.

Ташкентский и Душанбинский заводы, представляющие советские среднеазиатские республики Узбекистан и Таджикистан, имеют богатый опыт, накопленный народными мастерами. Отсюда в промышленных образцах — множество мотивов, восходящих к древнейшим орнаментальным композициям, которые органично сочетаются с современными простыми и выразительными формами. Ташкентские мастера наряду с украшениями производят сувениры, сюжеты и пластика которых привлекают неповторимым очарованием национального колорита и мягким народным юмором.

Художественное своеобразие украинского и молдавского ювелирного искусства наиболее ярко проявляется в формах и декоративном решении традиционных видов серег, которые пользуются большим успехом далеко за пределами Молдавии и Украины. Серьги-«калачи» производства Кишиневского завода — эффектно крупные, плоские, украшены гравированным рисунком. Киевские «калачи» выполняются двух видов: они или объемные — «дутые», из ярко полированного юлота, или изящные ажурные, имитирующие с помощью литья филигранные изделия. Оригинально интерпретируют традиционную форму «калачей» одесские мастера, создавшие серию серег, так называемых «самоколок», напоминающих «дутые» украшения.

Черты национальной самобытности донесли до наших дней и ювелиры Якутии. В их литых серебряных серьгах нашли отражение популярные формы старинных украшений. В то же время на Якутском шноде выполняются и новые оригинальные изделия, декорированные прекрасным зеленым камнем — хромдиапсидом, который местные жители любовно называют «сибирским изумрудом».

Свыше пяти тысяч изделий ежегодно предлагают покупателям предприятия ювелирной промышленности, из них около тысячи — новинки. Сколько же творческой фантазии, умения, таланта необходимо проявлять их авторам, чтобы в этом гигантском ассортименте не было неинтересных или похожих моделей. В этой трудной работе им помогают хорошее знание истории ювелирного искусства, способность уловить современные художественные тенденции, динамичная реакция на изменение моды в костюме, глубокое понимание формообразующих возможностей промышленных технологических приемов.

Трудно переоценить роль художника в ювелирной промышленности. Только его талант и живая творческая мысль способны преобразить металл и камни в ювелирные изделия, превратить их в произведения декоративного искусства. Не случайно в народе живет пословица «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера».

При ручном ремесленном производстве ювелирных изделий автор художественной идеи большей частью сам воплощал ее в материале, выступая одновременно художником-творцом и мастером-исполнителем. Индустриализация ювелирного производства, появление крупных промышленных предприятий, серийное изготовление вещей определили появление художника нового типа — художника-дизайнера, который создает проект будущего изделия.

То изделие, которое получат покупатели, это результат труда многих специалистов ювелирной промышленности: модельеров, огранщиков, технологов, конструкторов и многих других.



 
« Пред.