Главная arrow Ювелирные изделия arrow Драгоценные металлы и виды ювелирной техники
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Драгоценные металлы и виды ювелирной техники PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Драгоценные металлы и виды ювелирной техники
Страница 2
 

 

 

Эмаль. Уже на ранней стадии развития ювелирного дела возникла потребность расцветить поверхность металла. В результате многочисленных поисков появилась эмаль — особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. Эмалью покрывают (эмалируют) тонким слоем металлические изделия и закрепляют на них обжигом, в результате чего она превращается в блестящую массу с устойчивыми яркими красками. Рассмотрим основные виды эмали в зависимости от техники наложения и закрепления ее на металле.

Перегородчатая эмаль. На пластинку устанавливают или напаивают перегородки из плоской вальцованной проволоки с поперечным сечением 0,15X0,6 мм. Пространства между ними заполняются эмалью. Перегородки выгибают в соответствии с контурами рисунка, а участки эмали образуют красочные элементы украшения.

Выемчатая эмаль. В толще металлической пластины посредством гравировки, травления, чеканки и т. п. делают углубления, которые затем заполняют эмалью. Иногда при изготовлении выемчатой эмали выпиленную узорчатую пластинку припаивают к пластине основания.

Филигранная эмаль. Эта эмаль представляет собой комбинацию перегородчатой и выемчатой эмалей. На тонкой пластине из благородного металла плоским чеканом выбивают углубления, в которые согласно рисунку впаивают перегородки, после чего ячейки заполняют эмалью.

Оконная (просвечивающая) эмаль. Основу, удерживающую эмаль, вырезают из металла или изготавливают из ажурной филиграни. Пространство заполняют эмалью и обжигают. Такая эмаль напоминает цветной витраж. Оконная эмаль чаще всего применяется для украшения ламп, фонарей и т. д., т. е. тех изделий, которые смотрятся на свет.

Рельефная выемчатая эмаль. Это разновидность выемчатой эмали. Рельефные углубления в металлической пластине выполняются штихелем. Когда фон покрывают прозрачной эмалью, то углубления, имеющие более толстый слой эмали, получаются темными, а выступающие части остаются более светлыми.

Накладная эмаль. Из тонкой металлической полосы в соответствии с рисунком изготовляют контурные фигуры и покрывают их с обеих сторон эмалью.

Живописная эмаль. Пластину основания покрывают тонким слоем прозрачной или непрозрачной эмали. Рисунок наносят тщательно растертыми красками и затем обжигают. После обжига живопись иногда покрывают бесцветной эмалевой глазурью.

За долгий период развития искусства эмали приемы нанесения ее на металлическую поверхность не раз менялись, появлялись новые узоры, расцветки и сочетания красок. На Руси начиная с XVI в. наиболее широко применялась эмаль по сканному орнаменту. В конце XVII в. в мастерских купцов Строгановых в городе Сольвычегодске впервые в нашей стране начали покрывать серебряные изделия белой эмалью и по ней расписывать кистью эмалевыми красками.

В XVIII в. было принято украшать самые разнообразные бытовые предметы и церковную утварь живописными эмалевыми изображениями. Но заметное оживление эмальерного производства наблюдается во второй половине XIX в. Первое место в изготовлении изделий с эмалью принадлежит крупнейшей московской фирме П. Овчинникова. Чаще всего мастера этой фирмы применяли эмаль в обрамлении из скани. В совершенстве владели они также техникой живописной эмали и перегородчатой эмали, известной еще мастерам Киевской Руси. Ювелиры фирмы П. Овчинникова впервые в России начали выполнять изделия с очень хрупкой прозрачной эмалью — витражной, или оконной. Они широко применяли также прозрачные цветные лаки, которые накладывались на густо позолоченную поверхность, благодаря чему изделия приобретали необыкновенно нарядный вид.

Много предметов, интересных по технике и расцветке эмали, было сделано мастерами фирм И. Хлебникова, О. Курлюкова и др. Их работы, так же как и произведения фирмы П. Овчинникова, неоднократно получали призы и медали на международных и всероссийских художественно-промышленных выставках.

Широко применяли эмаль мастера всемирно известной петербургской фирмы К.Фаберже. Наиболее характерный для изделий этой фирмы технический прием — эмаль, покрывающая прозрачным слоем тончайшую резьбу, которая выполнялась специальными машинами (гильоширование).

Чернение. Чернение имеет много общего с эмалированием. Оно выполняется так: черная смесь серебра, меди, свинца и серы, называемая чернью, при прокаливании вплавляется в углубления, выгравированные на поверхности металлического изделия, и образует плоский цветовой контраст.

Ни в одной стране, пожалуй, не была так широко распространена чернь, как в нашей. В учебниках по ювелирному делу, особенно зарубежных, метод чернения называют также «тулированием», поскольку Тула издавна считалась центром чернения.

И сегодня изделия советских ювелиров украшает чернь. Особым спросом пользуются изделия с традиционными растительными узорами мастеров Великоустюгского завода «Северная Чернь».

 



 
« Пред.   След. »