Главная arrow Ювелирные изделия arrow Драгоценные камни и суеверия
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Драгоценные камни и суеверия PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Драгоценные камни и суеверия
Страница 2
 

 

 

 

В жизни ассирийцев и вавилонян чрезвычайно важное место занимала астрология. Именно от этих народов идет традиция, воспринятая ими в свою очередь от египтян, связывать с каждым знаком Зодиака определенный драгоценный камень. Считалось, что такой камень покровительствует человеку, родившемуся под этим знаком. Вот как распределяли драгоценные камни по знакам Зодиака в старинных трактатах:

 

День рождения

Знак  Зодиака

Талисман-покровитель

21 марта — 19 апреля

Овен

Аметист

20 апреля — 20 мая

Телец

Агат

21 мая — 21  июня

Близнецы

Берилл

22 июня — 22 июля

Рак

Изумруд

23 июля — 22 августа

Лев

Рубин

23 августа — 22 сентября

Дева

Яшма

23 сентября — 22 октября

Весы

Алмаз (бриллиант)

23 октября — 21 ноября

Скорпион

Топаз

22 ноября — 21 декабря

Стрелец

Бирюза

22 декабря — 19 января

Козерог

Опал

20 января — 19 февраля

Водолей

Сапфир

20 февраля — 20 марта

Рыба

Хризолит

 

Заметим, что и в египетских папирусах, и в произведениях древней Византии, и у нас на Руси — в памятнике XI в. «Изборнике Святослава», упоминаются, лишь с небольшими расхождениями, одни и те же камни.

Вступление Солнца в каждое новое созвездие, расположенное на его годичном пути (эклиптике), знаменовало начало нового месяца. Таким образом, названными двенадцатью камнями изображали не только небесные созвездия, но и соответствующие им месяцы года.

Страной, где зародилась и широко распространилась вера в волшебную силу драгоценных камней, была Индия. Ведь именно эта страна славилась богатейшими залежами самых редких и красивых камней. Драгоценные камни весьма почитались в Индии, и в частности за возможность использования в медицине. Впрочем, не только в индийских руководствах по медицине, но и в китайских источниках можно найти свидетельства того, что в рецептуру многих лекарств входили все известные драгоценные камни. Древние народы Месопотамии — халдеи, вавилоняне и ассирийцы — также верили в чудодейственную силу камней. Из стран Месопотамии поверье о магических силах камней проникло в Египет. В древних египетских папирусах имеются указания на широкое применение камней в составе медицинских снадобий и на абсолютную веру в магическую силу талисманов и амулетов, особенно если они сняты с мумии. Лазурит и малахит, красндя яшма и аметист — вот камни, которые якобы охраняли от злого рока и дарили счастье.

В Талмуде, священной книге иудеев, указывается на колдовскую силу самоцветов. У древних евреев вера в камни была столь глубокой, что, например, амулету, который носил Авраам, мифический родоначальник евреев, приписывалась сверхъестественная сила: больной  исцелялся  при  одном только взгляде  на этот камень!

Средневековая традиция лечения с помощью камней сохранилась вплоть до наших дней. К примеру, атрибутами такого врачевания и сейчас пользуются шаманы — «медики» некоторых африканских племен.

Долгое время существовало поверье, что магическое воздействие камней усиливается, если эти камни не просто носить в виде амулета, а принимать вовнутрь.

Один из прославленнейших врачей своего времени Парацельс (1493—1541), один из основателей ятрохимии, впервые заявивший о болезнях как результате нарушения химического равновесия в организме и приступивший к поиску химических средств для их лечения, был тем не менее убежден в исцеляющем действии многих драгоценных камней.

А известный нам со школьной скамьи знаменитый химик Роберт Бойль в своем сочинении «Очерк о происхождении и свойствах камней» писал о том, что во все времена драгоценные камни благодаря своей редкости, блеску считались самыми прекрасными и самыми изысканными созданиями природы. Но, кроме того, великий ученый был склонен верить в то,  что камни могут исцелять от болезней: ведь лекари на протяжении стольких веков считали обязательным добавлять кусочки драгоценных камней в некоторые из самых лучших лекарств от болезней сердца, например. А значит, считал Бойль, нельзя сразу и безоговорочно отвергнуть все те целебные свойства, которые традиция и люди приписывают многим благородным минералам — алмазам, рубинам, сапфирам.

Разумеется, драгоценные камни в качестве лекарств были доступны только состоятельным людям, а тем, что победнее, приходилось искать более дешевую замену: вместо сапфира можно было использовать большое количество гиацинтов или гранатов.

Итак, в целях врачевания драгоценные камни применялись вплоть до начала XIX в., хотя уже в середине XVIII в. известные ученые того времени высказывали серьезные сомнения в использовании камней в качестве лекарств без ущерба для здоровья.

Уже в наше время специалисты в этой области, размышляя о литотерапии, т. е. использовании камней в терапии, утверждали, что об излечивающем действии драгоценных камней, даже в тех случаях, когда их положительное влияние действительно наблюдалось, можно говорить лишь как об успехе гипнотического внушения. Впрочем, и сама литотерапия есть по существу психотерапия.

А между тем в магическое воздействие, якобы оказываемое драгоценными камнями на организм человека, безоговорочно верили не только в период средневековья, но и в эпоху Возрождения, когда окреп дух исследования и уже стали настойчиво искать причины, оправдывающие эти верования.  При этом почти не сомневались в чудесной силе камня, а принимали ее как нечто незыблемо существующее. Все усилия тогда были направлены лишь на то, чтобы найти хоть сколько-нибудь правдоподобные объяснения тому, почему драгоценные камни были наделены столь мистическими свойствами и как они влияли на здоровье и судьбу носившего их человека.

Так, в поэме, обращенной к Маргарите Валу а, представительнице знаменитой династии французских королей, «Маргаритке Маргариток»,   упоминается   об   одном   бриллианте,   который   произошел   от золота и солнца. Драгоценные камни, по утверждению автора поэмы, не только одарены жизнью, но они, как и живые люди, могут испытывать недомогание, стариться и умирать, «они даже могут оскорбиться   обидой,   им   нанесенной,   и  вследствие   этого   побледнеть  и потерять свою гладкость». Недаром столь известная в народе  «болезнь» жемчуга долгие столетия была предметом бурных дискуссий. Камням   приписывались   самые   удивительные,   фантастические свойства.  Считалось,   например,   что   присутствие   сапфира   убивает змей, гелиотроп делает человека невидимым, а аметист, спрятанный под языком, предохраняет от опьянения. Более того, в старинных книгах можно найти упоминание о камнях, которые лаяли при приближении вора, и о камнях, которые помогали отличить верную жену

от неверной.

В разные эпохи и у разных народов были свои любимые камни В Индии, например, особо почитались драгоценные камни красных тонов, а в Египте ценились камни спокойных зеленых и синих тонов. Египтяне считали, что именно эти цвета воплощали идеи вечности, постоянства и незыблемого покоя. Вполне возможно, что такая точка зрения объясняется тем, что в копях Египта преобладали минералы именно этих цветов. Археологи обнаружили здесь древние разработки прекрасного изумруда и зеленого хризолита.

Реликвии древнеегипетской культуры, найденные в гробнице Ту-танхамона, украшены преимущественно бирюзой и ляпис-лазурью (лазуритом). Распростертые крылья священного жука-скарабея на нагрудной подвеске Тутанхамона выполнены техникой перегородчатой эмали из голубой пасты на золотой основе. Сам жук вырезан из полудрагоценного зеленого камня.

Удивительно, сколь важное место занимает в представлениях древних египтян золотисто-зеленый скарабей, известный как жук-навозник. Эти жуки имеют, как правило, черную окраску и лишь в Египте и Нубии, древней стране в Африке, на территории которой сейчас размещается Восточный Судан, встречались зеленые скарабеи. Представляет интерес описание древними «самозарождения» скарабея. Из навоза вола жук строит шарообразный кокон, напоминающий по форме Землю, и зарывает его в песок на 28 дней. За это время Луна проходит 12 знаков Зодиака. Когда путь Луны пересекается с путем Солнца, кокон, брошенный в воду, открывается, и ич него вылетает новый скарабей.

Не случайно скарабей у древних египтян, которого они называли «хепру», что значило, «быть, существовать», являлся символом второго рождения, воскрешения и вечной жизни духа.

В Ассирии и Вавилоне были широко распространены печати-цилиндры из драгоценных и полудрагоценных камней. Их оттиск ставили вместо подписи на глиняных дощечках, которые заменяли бумагу. Почти каждый вавилонянин имел свою печать. На них изображались боги, различные сцены народной жизни и битвы. На печати медика, например, кроме имени, фигурировали скальпель и ланцет. На свадебные контракты каждая сторона ставила свою печать. О погашении долгов свидетельствовал знак кредитора. Особо знатные и состоятельные люди имели по нескольку цилиндров из лазурита, агата, яшмы и носили их как ожерелья. Позже, помимо цилиндрических, стали делать и столь знакомые нам круглые печати, которые, как правило, укрепляли в перстнях. В Египте, кроме традиционного жука-скарабея, на печатях вырезали фигурки священных птиц и животных: ибиса, павиана, змеи. Такими печатями не только скреплялись торговые и военные документы, но и «опечатывались» двери домов, крышки сундуков и даже кувшины с вином и маслом. Отшлифованными и резными камнями украшались пекторали фараонов (шейные металлические украшения, облегавшие грудь и плечи). В подобных изделиях драгоценные и цветные камни служили не только декоративной отделкой. Считалось, что они защищают от болезней, напастей, опасностей, «дурного глаза» и прочих бед.

Широко распространены были печати и в Древней Греции. На своих печатях греки любили изображать богов. Правда, изображения «государственных» богов (Зевса, Аполлона или Деметры) встречались довольно редко. Чаще вырезали изображения богов, близких простому человеку, которым он отдавал себя под покровительство, — Афродиты, Эрота, Ники и Гермеса.

Существовала целая система предписаний, что именно следует изображать на каждом из камней для усиления его мнимых свойств. Аметист в переводе с греческого означает «непьяный». По-видимому, он назван так из-за лилово-фиолетового цвета, напоминающего сильно разбавленное красное вино, от которого нельзя опьянеть. Так вот, на аметисте предписывалось вырезать знак Луны или Солнца, чтобы камень предохранял человека не только от опьянения, но и от отравления.

Печати из поделочных и даже драгоценных камней вплоть до начала XX в. были широко распространены и в России, особенно среди медиков и купцов.

В Китае же печати и сейчас в большом ходу. Дело в том, что написание иероглифов довольно сложно. Поэтому большинство китайцев носят в кармане личную печать и штемпельную подушку с красной тушью. Многие печати вырезаны из редкого дерева, но часто встречаются печати из слоновой кости, с резьбой и рисунками известных художников, из литой бронзы, из серебра, золота и различных поделочных и драгоценных камней — горного хрусталя, мориона и даже рубина. Во всех крупных городах Китая на базарах есть специалисты-резчики, которые на любой печатке могут вырезать иероглифы имени владельца. Личная печать всегда уникальна, она ставится под любым документом и имеет юридическую силу подписи.

В.В.Скурлов

 



 
« Пред.   След. »