Главная arrow Архив ювелира arrow Забытые украшения
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
power up premium, mi julia yo m?
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Забытые украшения PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

Во времена средневековья рыцари привозили в Европу из стран Ближнего Востока ювелирные пуговицы. Как это ни покажется странным сейчас, но европейские женщины поначалу не приняли пуговиц и упорно продолжали пользоваться булавками. По-иному отнеслись к новинке мужчины. Можно сказать, что с появлением пуговиц среди мужчин вспыхнула настоящая пуговичная лихорадка. В увлечении пуговицами нередко доходили до нелепого. У иных рукава от плеч до запястья были усеяны целым рядом пуговиц. Причем у знатных они были золотыми и бриллиантовыми. К примеру, документально известно, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру изготовить для отделки одного лишь бархатного костюма 13 600 маленьких золотых пуговиц.

Женщины стали пользоваться пуговицами лишь, в конце XIX в., когда вошли в моду блузки, жакеты, пальто и без пуговиц обходиться стало просто невозможно.

Древнерусские пуговицы имели форму шарика с ушком. Литейные формы бронзовых пуговиц существовали еще в Киевской Руси. Со временем форма пуговиц стала приближаться к современной: шарики начали половинить. Кстати, половину пуговицы называли чашечкой.  Число таких  чашечек  на  старой  одежде — от 5 до  68.

В XV—XVII вв. особенно славились ценные пуговицы, выходившие из рук мастеров золотого и серебряного дела (так тогда назывались ювелиры), работающих в мастерских Московского Кремля. И каких только диковинных названий не носили пуговицы, сработанные для дворцового быта! В зависимости от техники изготовления и формы различали пуговицы «на грушевое дело», «на желудевое дело», «половинчатые», «прорезные», «осыпные», «ложчатые», «чешуйчатые», «граненые» и т. д.

Пуговицы на Руси, как и в странах Европы, составляли не только необходимую принадлежность мужского и женского платья, но и чуть ли не главный элемент его украшения. Особенно велика их роль в одежде из гладких тканей. При этом пуговицы отличались чрезвычайным разнообразием и по форме — свыше 40 видов, и по размерам, и по материалам изготовления — медь, олово, и по художественным приемам — скань с зернью, эмаль с росписью, вставки из цветных камней и стекла, чеканка и чернь.

Пуговицы, особенно золотые, украшенные самоцветами, были баснословно дороги. Нередко ценность пуговиц была столь высокой, что превышала стоимость самой одежды. Вот как повествуется об этом в былине о Соловье Будимировиче:  «...надевал шубу соболиную — цена-то шубе три тысячи, а пуговки в семь тысяч». Вот почему в большинстве случаев пуговицы бережно хранили и перешивали с одного наряда на другой.

Изготовлением пуговиц на Руси в XVI—XVII вв. занимались специальные ремесленники-ювелиры — «пуговичники». При Екатерине II распространилась мода на разноцветные стеклянные пуговицы. Их производство было организовано на специальной фабрике, в работе которой деятельное участие принимал М. В. Ломоносов.

Заказать в интернет магазине горелку газовую для сушилки

Как видим, изготовлению пуговиц придавалось весьма серьезное значение. Не случайно многие пуговицы того времени из разных стран представляли собой высокохудожественные изделия. Поэтому трудно порой представить, что они — всего лишь деталь одежды. В Чехословакии в Яблонецком музее, например, собрано полтора миллиона пуговиц самых разных эпох и стран.

 В.В.Скурлов

 

 
« Пред.