Главная arrow Архив ювелира arrow Ювелирные украшения и драгоценные камни глазами писателей
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Ника одежда оптом и еще. | Дитячі туніки оптом. | ремень мужской
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Ювелирные украшения и драгоценные камни глазами писателей PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Ювелирные украшения и драгоценные камни глазами писателей
Страница 2
Страница 3

 

 

Ювелирные украшения послужили поводом для написания множества интересных книг. Наверное, с тех пор как человек научился записывать свои мысли и впечатления, он не мог не отразить в каменной летописи, на папирусе или бумаге своего восхищения красотой драгоценных камней и украшений.

В одной из древнейших книг — «Библии» (а именно в Книге «Исхода», написанной пророком Моисеем 1500 лет до н. э.) — описания скинии, переносного святилища древних евреев, ее утвари, жертвенника, одежд свидетельствуют о том, что уже в то время ювелирное дело стояло очень высоко. Описания эти столь подробны, что дают предельно четкое представление о каждом из описываемых предметов. Имеются в тексте и чисто технические подробности, например в рассказе о создании материала наподобие современной парчи для одежды священников. Так, вначале разбивали золото в тонкие листы, резали их на тонкие, как волос, нити, а из этих нитей и разноцветной шерсти выделывали ткани.

Image 

В другой дошедшей до нас древней книге — эпической поэме «Илиада» Гомера — есть множество поэтических описаний металлических доспехов, утвари и украшений.

Примечательно, что при раскопках, произведенных  в 1876 г. немецким археологом Н. Шлиманом в Малой Азии, было найдено много древних металлических предметов, вполне соответствующих этим описаниям.

Знатоком драгоценных камней предстает Шота Руставели, бывший министром финансов при дворе царицы Тамары (1184—1207 гг.). Свидетельством тому служат строки из знаменитой поэмы «Витязь в тигровой шкуре».

 

Лев, служа Тамар-царице, держит меч ее и щит.

Мне ж, певцу, каким деяньем послужить ей надлежит?

Косы царственной — агаты, ярче лалов жар ланит.

Упивается нектаром тот, кто солнце лицезрит.

Воспоем Тамар-царицу, почитаемую свято!

Давно сложенные гимны посвящал я ей когда-то.

Мне пером была тростинка, тушью — озеро агата.

Кто внимал моим твореньям, был сражен клинком булата.

Мне приказано царицу славословить новым словом,

Описать ресницы, очи на лице агатобровом.

Перлы уст ее румяных под рубиновым покровом, —

Даже камень разбивают мягким молотом свинцовым!

 

Белый и золотой, красно-золотой или желто-золотой — с давних пор излюбленные сочетания у русского народа. «Златом-серебром» буквально пронизаны народные былины и сказания. Белокаменные храмы, увенчанные золотыми куполами, во все времена были высочайшими проявлениями уникального мастерства русских зодчих. Жем чужным шитьем украшали парадные одежды русские женщины. И ле тописи X в., и фрески того времени свидетельствуют о необыкновенном почитании русскими жемчуга. Скажем, Переяславская летопись X в. рассказывает о том, как древлянскому князю Малу привиделся сон, будто княгиня Ольга одарила его шитой жемчугом одеждой.

Одежды, украшенные жемчугом, можно встретить и на фресках Софийского собора в Новгороде. Во многих музеях страны представлены образцы шитых жемчугом женских и девичьих головных уборов, относящихся к разным столетиям.

На Руси был известен крупный («великий», «велий») жемчуг правильной формы («скатный», «окатный»). Его добывали во многих северных реках. Но особенно славился «кафимский» жемчуг, названный так, очевидно, по месту, где им торговали. Кафа — древнее название Феодосии. В эпической поэзии предмет самого высокого качества определялся как «жемчужный». Вот, к примеру, как пишет автор «Слова о полку Игореве»: «Один же изрони жемчужину души на храбра тела чрес злато ожерелие».

А казачьи атаманы в одной из былин, включенных в известный «Сборник Кирши Данилова», так чествуют знаменитого русского богатыря Василия Буслаева:

 

«Дают ему атаманы казачьи подарки свои —

Перву мису чиста серебра

И другую красна золота,

Третью скатного жемчуга».

 

Примечательно, что в России уже в XVIII в., а возможно, и ранее, предпринимались попытки акклиматизировать жемчуг и наладить производство искусственного. Известно, что в сохранившемся до наших дней небольшом пруде, что у алтарных выступов Благовещенского собора в Сольвычегорске, названном жемчужным, российские промышленники Строгановы пытались выращивать жемчуг.

После своего путешествия по России, предпринятого в конце 40-х годов прошлого века по предложению царя Николая I, барон Август Гакстгаузен писал в одном из своих сочинений: «Трудно сосчитать жемчуг на образах и утвари у Троицы, легче было бы мерить его четвериками. На образах богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной  Европе».

Широко известны были в Древней Руси «илектр» или «илек-трон» — греческие названия янтаря. О янтаре-илектре в русских источниках говорится так: «Камень зело честен, один и от драгих камней тако именуем, златовиден вкупе и сребровиден».

В Литве, образно названной страной «воды и янтаря», сохранилось предание о Юре, богине моря, которая влюбилась в простого рыбака. Перун, рассердившись на нее за страсть к простому смертному, разгромил ее подводные палаты. Куски янтаря, выбрасываемые во время бури на берег моря, по преданию, и есть обломки палат знаменитой Юры.



 
След. »