Главная arrow Архив ювелира arrow Ювелирные украшения и драгоценные камни глазами писателей
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Ювелирные украшения и драгоценные камни глазами писателей PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Ювелирные украшения и драгоценные камни глазами писателей
Страница 2
Страница 3
 

В XVIII — начале XIX в. в России и Европе царило всеобщее увлечение символикой камней. Не избежал этого увлечения и Пушкин. Известно еще одно золотое кольцо, на этот раз с бирюзой, которое поэт перед смертью подарил Данзасу, лицейскому товарищу. Протянув кольцо Данзасу, Пушкин сказал: «Возьми и носи это кольцо. Мне подарил его наш общий друг Нащокин. Это талисман от насильственной смерти». К великому огорчению К. К. Данзаса, в 50-х годах он потерял кольцо, снимая перчатку.

Как уже отмечалось, амулеты-талисманы в начале XIX в. были необычайно популярны, так же как не утихал и интерес ко всему сверхъестественному и необычному. С талисманом (амулетом — предметом, приносящим счастье, удачу) обычно не расставались. Впервые характеристику амулету дает Плиний Старший в своем знаменитом труде «Естественная история в 37 книгах». По Плинию, назначение амулета — служить средством против яда. Предмет этот как бы заколдован, а потому дает обладателю им возможность совершать сверхъестественное или предохраняет от несчастья. Собственно, Плиний утверждает, что талисман способен отражать чары. Арабы подобные предметы определяли словом, которое в переводе означало «носить», причем носить постоянно.

В средние века христианская церковь запрещала носить амулеты и карала за нарушение этого запрета весьма сурово. Но бороться с этим суеверием было чрезвычайно трудно. На Востоке же, напротив, ношение амулета считалось нормальным явлением.

Согласно древним поверьям, изумруд служит талисманом людям, посвятившим себя искусству, помогает остроумию и предвидению будущего. И хотя «значение» камней в различные времена у разных народов было разным, изумруд всегда был призван вдохновлять поэтов, художников и музыкантов. В средние века в Европе им награждали победителя в состязании бардов. Во Франции его вручали вновь избранному королю менестрелей.

Пожалуй, не найти другой такой камень, который бы столь высоко ценился в древности, как изумруд. По календарю «счастливых камней» изумруд, часто называемый камнем сияния, предписывается людям, родившимся в мае. Как известно, А. С. Пушкин родился 26 мая (по старому стилю).

В 1827 г. известный художник В. А. Тропинин создает портрет А. С. Пушкина. На этом портрете оттенена правая рука поэта с бросающимся в глаза перстнем с изумрудом на большом пальце. На указательном пальце мы видим кольцо витой формы, которая характерна для работ мусульманских ювелиров. Кольцо, очевидно, золотое и очень напоминает упомянутый нами перстень с сердоликом, подаренный поэту Воронцовой. Правда, сердолик с печатью повернут в противоположную от зрителя сторону. До сих пор на это не обращалось внимания, да и других колец витой формы у Пушкина современниками не отмечалось.

Этот перстень-талисман романтической любви поэта пропал бесследно, а вот тот, что с изумрудом, к счастью сохранился.

Известно еще много украшений, связанных с именем А. С. Пушкина. Это и кольцо по случаю окончания лицея (такие кольца были заказаны для выпускников лицея), и легендарное кольцо — подарок декабристов, и браслет с бирюзой, который поэт носил на запястье левой руки (правда, камень, который считал поэт бирюзой, впоследствии был определен как зеленая яшма), и кольцо общества «Зеленая лампа» с тайными масонскими знаками. Можно также вспомнить кольца с бриллиантами, которыми обменялись поэт и Анна Петровна Керн. И наконец, обручальное кольцо поэта. Любовь поэта к ювелирным украшениям кажется весьма символичной и знаменательной: ведь в каждом, даже небольшом, ювелирном изделии сконцентрированы труд, искусство и мысль создавшего его художника.

В.В.Скурлов

 



 
След. »