Главная arrow Немного истории arrow Камень в национальных украшениях разных народов
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Камень в национальных украшениях разных народов PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Камень в национальных украшениях разных народов
Страница 2
 

 

 

Крупные яркие камни придавали национальным украшениям бурят особую выразительность, эффектность, что было немаловажно, так как эти украшения надевали в праздники, сопровождавшиеся конными состязаниями на открытом воздухе, где украшения должны были смотреться издали и в движении.

В русских народных ювелирных украшениях широко применялись разнообразные цветные камни. В разные времена предпочтение отдавалось различным камням, но через все века проходит любовь русского народа к жемчугу. Жемчуг носили в виде ожерелий, им украшали ювелирные изделия, расшивали кокошники и венцы. Излюбленное украшение русских женщин — серьги из жемчуга. Интересно отметить: в кольцах жемчуг почти не встречается, что, вероятно, можно объяснить бережным отношением к этому камню — красивому, но хрупкому и неустойчивому по физическим свойствам.

Приемы художественного оформления жемчуга, которыми пользовались русские мастера, отличаются большим разнообразием. Широко применялась техника нанизывания жемчуга на волос. Из таких «нитей» жемчуга составляли конструктивную основу изделия. Серьги, выполненные в этой технике, — либо снизанные в виде сетки из мелкого речного жемчуга, нередко вместе с металлическими бусами, либо объемные в виде плетеных корзиночек, либо состоящие из плоских и объемных элементов.

Формы русских серег, снизанных из жемчуга, чрезвычайно своеобразны и не имеют аналогий в других материалах. Тонкие переливы умело подобранных жемчужин, простой, но изящный рисунок плетения придавали этим изделиям чарующую красоту.

В русских украшениях жемчуг часто использовали в сочетании с цветными камнями. Русские мастера предпочитали гармоничные цветовые композиции: удачно компоновали жемчуг со слегка обработанными гранатами и бирюзой, достигали исключительной изысканности, прибегая к неожиданному сочетанию жемчуга, бирюзы и авантюрина. Как правило, жемчуг просверливали насквозь, как для бус, и крепили на спине, один конец которого расплющивали и декорировали розеткой из зерни. Прием интересный, но ныне, к сожалению, используемый очень редко.

Жемчуг играл активную роль в построении художественного образа изделия. Симметрично замыкая композицию, он определял законченность, уравновешенность и строгую ясность построения, характерные для эмоционального строя русских ювелирных украшений.

Большой популярностью у русских крестьян пользовался янтарь. Из него делали только бусы, причем круглые («нестриженые») ценились выше граненых («стриженых»), и носили их только в праздничные дни. На русском Севере бусы из янтаря — «восковые перлы», следуя древнему обычаю, надевали на невесту в качестве оберега перед венцом.

Широко распространены в русских украшениях и гранаты. Из них выполняли бусы и браслеты, их вставляли в серьги, кольца и броши. Для крепления гранатов чаще всего использовали гризант-ную закрепку, вместе с тем в подвесках серег их иногда крепили на спне, конец которого оформляли жемчугом или литыми металлическими бусинами. В крестьянских украшениях гранаты заменяли стеклами того же цвета. Вообще в народных украшениях вместо дорогих камней — алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров, крупного жемчуга — откровенно использовали дешевые стекла и перламутр, порою равноправно соседствовавшие в одном изделии с «благородными» камнями.

Среди народов Кавказа природный камень наиболее широко и разнообразно использовался в украшениях женщин Дагестана. Наиболее популярными были сердолик, бирюза, гранаты и кораллы. Мастера Дагестана выработали свои специфические приемы оформления камня, умело сочетая вставки из камня с разнообразными приемами обработки драгоценных металлов.

Большой интерес представляет эффектное сочетание камней — сердоликов, кораллов и гранатов с черневым орнаментом. Как правило, в украшениях с чернью камни, закрепленные в высоких зубчатых кастах, образуют композиционный центр изделия.

Заслуживает  внимания  и   другой   прием   в  оформлении   камня, с помощью которого дагестанские ювелиры достигали богатой объемно-пространственной моделировки изделий. Он строился на сочетании разнообразных по форме и цвету камней с шариками зерни разных размеров. Наиболее ярко этот прием проявился в художественном решении браслетов.  Крупные вставки  кабошонированных камней помещали в высокие глухие касты на большом расстоянии один от другого, касты декорировались несколькими рядами зерни, что   зрительно   увеличивало   размеры   вставок.   Поле   между   ними сплошь заполняли камнями меньших размеров, также окруженными зернью,  а замыкал композицию поясок зерни по краям  браслета. При кажущейся случайности объединения в одном изделии разных по  цвету  и  форме  камней  их  композиция  четко   организована  и основным ритмическим акцентом ее являются симметрично расположенные вставки из камней.

В филигранных вещах ювелиры Дагестана располагали камни по-другому. Используя один-два вида камней, преимущественно круглые вставки мелкой бирюзы, они вплетали их в общий орнаментальный узор, подчеркивая рисунок филигранных розеток.

Оригинальные приемы художественного оформления камня выработали армянские ювелиры. Наиболее любопытно расположение камней в кольцах с плоскими щитками — изделиях, своеобразных по форме, отличающихся изысканностью декоративного решения, изяществом ювелирной работы. В филигранных кольцах этого типа мелкий жемчуг и другие цветные камни как бы растворяются в металлическом кружеве. В литых вещах разнообразные по цвету и форме   камни   составляют   своеобразную   мозаичную композицию.

При всей самобытности приемов художественного оформления цветного и драгоценного камня ювелирному творчеству всех народов присущи некоторые общие черты. Прежде всего они проявляются в близком у всех народов понимании главных достоинств камня. Если в западно-европейском искусстве XIX в. камни ценятся прежде всего за их игру, прозрачность, величину, редкость и т. п., то для народного мастера самое главное — цвет камня. Вот почему при обработке камня мастер стремился наиболее полно выявить именно его окраску. Как правило, мастера прибегали только к простой огранке и легкой полировке, придавая вставкам лишь более или менее правильную форму.

Черты общности проявляются и в удивительной устойчивости ассортимента камней, используемых в национальных украшениях, традиционности их цветовых сочетаний, не подвластных ни моде, ни смене стилей. Вместе с тем народные мастера, не нарушая строгих канонов и не выходя за рамки традиций, удивительным образом находили пути для проявления творческой фантазии и индивидуальности и создали поразительное множество приемов декоративного оформления цветного и драгоценного камня, представляющих и ныне большую художественную ценность.

Ювелирные украшения национального костюма народов СССР — одна из ярких страниц истории ювелирного искусства нашей страны. Тесно связанные с материальной и духовной жизнью народа, они воплотили в себе его эстетические и социальные воззрения и особенности национального художественного мастерства. Все это предопределило их самобытный образный строй, многообразие форм и приемов декорировки. Каждый народ внес свой вклад в развитие ювелирного искусства, обогатил его элементами своей национальной культуры. В традиционных украшениях нашли отражение представления народов о прекрасном, своеобразие их верований, бытового уклада, общественных отношений.

Работы мастеров прошлого и поныне сохраняют свое очарование и представляют богатый арсенал самобытных художественных образов, форм и технологических приемов. Они служат источником вдохновения для творчества современных художников и во многом определяют одно из направлений дизайна советского ювелирного искусства.

 

И.В.Шаталова

 



 
« Пред.