Главная arrow Немного истории arrow Ювелирные украшения в прошлом
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Ювелирные украшения в прошлом PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Ювелирные украшения в прошлом
Страница 2
Страница 3
Страница 4

 

 

 

 

Подробное описание драгоценных камней и размышления о моде (!) на них находим мы в «Естественной истории» Плиния Старшего, жившего в I в. н. э., в трудах историков Геродота и Страбона.

Слава искусных ювелиров долгое время принадлежала финикиянам, которые заимствовали свое искусство у египтян и вавилонян. В древности в отношении к ювелирным украшениям доминировало, пожалуй, не столько эстетическое чувство, сколько религиозный мотив: украшения служили прежде всего для защиты от всяких чар. По господствовавшим в библейские времена законам нравственности и морали ношение различного рода украшений не только не возбранялось, а, напротив, приветствовалось. Считалось, что народ не должен отказываться от того, что украшает жизнь и делает ее более насыщенной. Библейские народы более чем благосклонно относились к украшениям, считая их необходимой принадлежностью женской одежды, особенно в праздничные дни, а мужчины должны были заботиться о снабжении ими своих жен.

Главным украшением женщин были серьги из золота, серебра, слоновой кости, часто с драгоценными камнями. Иногда их украшали жемчугом, смарагдами и гиацинтами. Девушки до получения серег в подарок от жениха носили в ушах цветные шерстяные полоски и даже кусочки дерева.

Image 

На шее наряду со сплошными золотыми и серебряными цепочками носили ожерелья из звеньев. Одновременно с ожерельями надевали флакончики с духами, медальоны в форме полулуния и солнца и различные амулеты. Украшения представляли собой, как правило, соединенные   между   собой   золотые   шарики.   Кроме   того,   носили шнурки с металлическими дощечками, золотыми шариками, кораллами и жемчугом. В набор женских украшений входили кольца (без печатей),  головные повязки,  зеркальце из  полированного металла, сумки и драгоценные пояса. Причем даже женщины из бедного сословия не обходились без украшений из меди, жести, бронзы и стекла. Особенно развито было в то время искусство гравировки. Кольца выделывали в основном из металла, иногда из сандалового дерева, девочки носили кольца из сукна. Знатные, богатые женщины носили на голове золотой венок. Популярны были и ожерелья: на шерстяную ленту нанизывались шарики и пуговки из кораллов, жемчуга, драгоценных камней и стекла.

В священных древнеиндийских книгах «Веды» упоминаются многие драгоценные камни. По преданиям, капли крови борющихся в небе богов, падая на песок по берегам священного Ганга, превращались в рубины и гранаты.

Драгоценные алмазы образуются, как считали древние индусы, из «пяти начал природы»: земли, воды, неба, воздуха и энергии. Алмазы в Индии, как и население, подразделялись на четыре класса-касты: брахманы — чистые, бесцветные кристаллы; кшатрии — камни, окрашенные в красноватые тона; войшье — кристаллы зеленоватого цвета; шудры — серые кристаллы. В Древней Индии особо ценили камни красного цвета, на Среднем Востоке — синие, а в Древнем Египте — зеленые. Скорее всего это связано с наличием в этих странах месторождений драгоценных камней именно этих цветов.

В VII в. до н. э. в Древней Греции зародилось искусство глиптики — резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.  Материалом для изготовления гемм — драгоценных или полудрагоценных камней с углубленными (инталии) или выпуклыми (камеи) изображениями, первоначально служили халцедон, яшма, горный хрусталь. празем. Из них вырезали фигурки животных, богов, людей. Особее развитие этот вид античного искусства получил в IV в. до н. э., когда стали применять многослойные цветные камни — сардониксы, агаты, а также более твердые камни — изумруд, аквамарин и др. Античные мастера вырезали на камне сцены из мифологии, изображения богов и мифических героев, портреты правителей, победителей Олимпийских игр и т. д. Выбор камня подчинялся сюжету. Так, траурные геммы изготавливали из черных камней, на которых часто вырезали Прозерпину — богиню плодородия и подземного царства, похищенную богом мира умерших Аидом; свадебные геммы делали из сердолика, часто с изображением Амура — бога любви и Психеи, олицетворяющей человеческую душу. Морские сюжеты, фигурки Нептуна и Тритона — сына Посейдона и владычицы морей Амфитриты вырезали на аквамарине, бога виноградарства и виноделия Диониса (Бахуса) — на   аметисте,   который   якобы   предохранял   от   опьянения. Юристы и судьи носили геммы из кроваво-красной яшмы.

В Государственном Эрмитаже хранится уникальная коллекция античных гемм: «Геракл и Гидра», «Упражнение на коне», «Атлет с гантелями», «Атлет с оружием».

Прекрасны вырезанные на сердолике геммы с изображением Зевса в образе лебедя и Леды, богини победы Ники на колеснице, Психеи и Эрота.

Всемирную известность приобрела вырезанная египетскими мастерами на трехслойном агате, или, как его называли древние, арабском сардониксе, «Камея Гонзага» (III в. до н.э.), на которой изображен парный портрет обожествленных египетского царя Птолемея II и его жены Арсинои II. Высота камеи около 16 см, ширина — около 11,8 см.

Эта гемма была подарена императору Александру I первой женой Наполеона I Жозефиной Богарнэ в 1814 г. В настоящее время камея находится в Эрмитаже.

Из Древней Греции искусство резьбы по камню перешло в Древний Рим, где оно получило новое развитие — этрусско-италийское, для которого характерен пышный, помпезный стиль. Многие музеи мира бережно хранят в своих коллекциях бесценные творения древних мастеров резьбы по камню.

На территории нашей страны самые древние ювелирные изделия с драгоценными камнями найдены в Грузии (Триалети, нач. II тысячелетия  до   н.э.), Армении  и  Азербайджане. Обнаружены разнообразные украшения — браслеты, перстни, серьги, ожерелья с сердоликом, агатом, бирюзой и лазуритом. На побережье Черного моря, там, где с V в. находились греческие города-колонии, также найдено большое число украшений с горным хрусталем, аметистом, халцедоном и другими камнями. В период с I в. до н. э. и по I в. н. э. на территории нынешней Белоруссии, в Полесье, у древних славянских племен уже появились украшения из камней. Так, при раскопке захоронения у с. Велемичи обнаружено ожерелье из синих и зеленых камней.

Если манера исполнения, сюжеты и выбор камней для украшений, найденных на юге европейской части СССР, свидетельствуют о сильном влиянии культуры Древней Греции, то для других ее регионов характерно влияние культуры Средней Азии — Ирана, Хорезма, государств Кавказа. Например, при раскопках захоронений в районах Прикамья (V—VIII вв.) найдены многочисленные украшения — бусы, ожерелья и браслеты из горного хрусталя, празема, а также бирюзы и лазурита — излюбленных камней Древнего Востока.

Обработка цветных драгоценных камней в древние времена была несложной. Как правило, она ограничивалась обкалыванием камня и его шлифовкой. В раннем средневековье обработка ювелирных камней усложнилась: камень вначале шлифовали на плите из мелкозернистого песчаника, а затем полировали на свинцовой плите с кирпичной мукой или толченым мелким горным хрусталем. Причем стали получать не только гладкие, но и выпуклые камни с блестящей поверхностью, похожие на современные кабошоны. Обработанными таким  образом камнями украшали чаши и  кубки,  оружие, сбрую, церковную утварь и одежду. Чаще всего в ювелирных изделиях XII— XIII вв. использовали аметист, горный хрусталь, сердолик, изумруд, сапфир, бирюзу. Так, в Государственном Эрмитаже хранятся релик-варии, распятия, складени и другие изделия из Франции и Германии этого периода, которые отделаны названными драгоценными камнями.

К XIV—XV вв. в Западной Европе уровень культуры и техники обработки цветного камня значительно возрос. В 1327 г. в Брейсгау начали работать «шлифовальные мельницы» с водяным или ручным приводом, в 1350 г. такая же мельница была построена в Праге, в 1385 г. — в Нюрнберге, а затем в Идар-Оберштейне — и ныне знаменитом своей биржей по торговле драгоценными камнями. В начале XV в. немецкие мастера появились в Париже, где в 1456 г., видимо, впервые начали  обрабатывать алмаз  алмазным порошком.

В эпоху Возрождения развитие ювелирного искусства получило новый мощный импульс. Так, искусство глиптики в Италии возродил Иоанн Бернарди (1555 г.). В это же время жил и работал знаменитый скульптор, художник-ювелир, писатель Бенвенуто Челлини, создавший великолепные образцы изделий из золота, эмали и драгоценных камней. Его работы хранятся в музеях Вены, Парижа и других городов мира. По рисункам известных итальянских живописцев Челлини создал уникальные ювелирные изделия — перстни, браслеты, застежки, пояса с изображением многофигурных сцен. В Милане изготовляют покрытые резьбой сосуды из хрусталя и других цветных камней, великолепные столешницы из различных цветных камней (жадеита, лазурита, малахита, аметиста, яшмы, агата и др.), многие из которых находятся ныне в Эрмитаже. Цветными камнями украшали оружие. Для этого использовали лазурит, сердолик, яшму, бирюзу, гранат, агат и др.

Развивается ювелирное дело и в Германии. В Нюрнберге, Аугс-бурге и других городах по рисункам крупнейших художников начала XVI в. Дюрера, Гольбейна Младшего и других создают уникальные ювелирные изделия. Великолепным резчиком по камню считался Лука Килиан, которого называли немецким Пирготелем.

В ряде стран появляются первые кабинеты минералогии.

В эпоху Возрождения резные изделия из кварца и его разновидностей становятся предметом коллекционирования. Кстати, одним из первых крупных коллекционеров античных гемм считался знаменитый поэт Италии Петрарка.

В XVII—XVIII вв. в Западной Европе цветные драгоценные камни стали использовать при изготовлении настольных украшений — шкатулок, статуэток, письменных приборов, часов и т. п. В Эрмитаже хранятся настольные украшения французских ювелиров XVII— XVIII вв., усыпанные рубинами, сапфирами, бриллиантами, изумрудами, бирюзой, гранатами, горным хрусталем и халцедоном.

Огромные ценности сосредоточивались в сокровищницах владык Востока. В Китае, например, был построен летний дворец Богдыхана, в котором хранились драгоценности, накопленные за многие столетия. Среди них — макет дворца из золота длиной около 5 м и шириной 3,6 м с деревьями, листьями и цветами из изумрудон, алмазов и рубинов.

Несметными богатствами обладали правители Индии — Великие Моголы. Среди принадлежащих им сокровищ были пять тронов, выполненных из золота и украшенных алмазами массой до 300 кари каждый, жемчужинами до 50 карат и другими драгоценными камнями. Каждый трон имел свое название — алмазный, изумрудный, рубиновый, сапфировый и павлиний.

В Древней Руси первые сведения о камнях встречаются в «Изборнике Святослава» (1073 г.). В нем даны описания некоторых свойств камня — цвета, твердости, цены, возможности использования н медицине. Как правило, последнее свойство нередко связывалось с различными суевериями.

Самоцветы издревле были неотъемлемой частью парадных костюмов, церковных облачений, убранства дворцов. Благодаря своей редкости и ценности самоцветы стали прочным символом богатства, силы, власти. Множество редких самоцветов и поделочных камней хранили сокровищницы русских царей. Ими украшали военные доспехи, одежду (застежки, пуговицы) и утварь. Появились символы самодержавной власти — царский жезл, корона, скипетр, украшенные особо дорогими самоцветами — алмазами, рубинами, изумрудами, жемчугом, бирюзой и др. В X—XVI вв. в ювелирном деле использовались янтарь, светлый аметист, с Кандалакшского залива привозили розовый речной жемчуг, из Закавказья — обсидиан, гагат, мраморный оникс и бирюзу, из Средней Азии — лал и лазурит. В обиходе князей и бояр появились перстни с различными камнями, шейные и наплечные украшения.



 
След. »