Главная arrow Немного истории arrow Ювелирные украшения в прошлом
 
 
Главное меню
Главная
Ювелирные изделия
Алмазы
Немного истории
Словарь ювелира
Архив ювелира
Ювелирная реклама
Блог
Поиск
Контакты
Карта сайта
Ювелирная информация
Ювелирные объявления о ювелирном искусстве

Ювелирные украшения в прошлом PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
Оглавление
Ювелирные украшения в прошлом
Страница 2
Страница 3
Страница 4

 

 

 

 

Широкополые шляпы закалывали длинными шпильками, выполненными из металла, кости, дерева, перламутра, черепаховых станков и других материалов с эмалью, стразами (искусственными драгоценными камнями из свинцового стекла) и другими драгоценными и полудрагоценными камнями.

Прически украшали декоративными гребнями или черепаховыми шпильками.

Большую роль в гардеробе женщин с начала нынешнего века стали играть блузы с высоким воротником. К нему прикалывали элегантные броши из отечественных драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней. В таких брошах, выполненных с высоким профессиональным мастерством, раскрывались редкая красота и художественное богатство камня.

Для украшения бальных туалетов в изобилии применяли драгоценности. Очень популярны были многочисленные нити жемчуга, перехваченные аметистами, заколки для жабо с жемчугом, золотые ажурные броши с рубинами, аметистами или в виде полумесяца, внутри которого помещался цветочек из жемчуга.

Новый период в развитии модерна начинается с 1908 г. Следует отметить, что период 1908—1914 гг. характеризуется необычайной разнородностью одежды, что в свою очередь отразилось и на ювелирных украшениях. Так, форма изделий из золота и серебра стала более спокойной. Для их отделки использовали бриллианты, жемчуг,  стразы,  цветные  камни  в  самых  разных  сочетаниях.

Сторонницы движения за эмансипацию женщин предпочитали одеваться «по-мужски». С этим связано и строго функциональное применение недорогих украшений. Платье или блузу украшали серебряной брошью с эмалью, сканью или поделочным камнем. Иногда брошь заменяли брелоком на длинной тонкой серебряной или золотой цепочке. Брелоки различались и по форме, и по размеру. Особенно популярны были в этот период брелоки в виде пасхального яичка, украшенные опаловой эмалью по гильошировке (узору из пересекающихся линий) или многоцветной эмалью в сканных оформлениях. Во время русско-японской и первой мировой войн появилась мода на брелоки с красным крестом.

Кроме брелоков и подвесок на длинных, тонких, спускавшихся до талии цепочек, в моде были небольшие золотые или серебряные часы, которые закладывали за широкий пояс одежды. Декоративным элементом строго делового платья или костюма являлись агатовые, перламутровые, серебряные с эмалью пуговицы разных размеров. Небольшие серьги с бирюзой, кораллом, жемчугом, янтарем, агатом и серебряные кольца с таким же камнем в овальном или круглом щитке дополняли туалет деловой женщины.

Очень модны в те годы были запонки из матового золота с чеканными изображениями женской головки и с геометрическим и растительным орнаментом. Галстуки начала XX в. отличались многообразием. Как правило, узлы галстуков закалывали декоративной булавкой. Головка булавки выполнялась в форме кисти женской руки,   украшенной алмазами,  рубинами и другими драгоценными камнями, или в форме шарика из жемчуга, коралла, опала, бирюзы в золотой оправе. Большой популярностью пользовался галстучный зажим в виде овально вытянутого кольца с хризолитом, агатом или опалом в центре. Обычно для украшения зажима для галстука использовали тот же камень, что и в запонках. Некоторые мужчины носили золотые перстни, щиток которых украшали монограмма или

драгоценный камень.

К началу XX в. костюм городского населения России нивелировался. Укрупнение производства, усиленное техническое оснащение, механизация многих процессов привели к быстрому увеличению объема ювелирной продукции, удешевлению изделий из драгоценных металлов и, таким образом, к их демократизации, выразившейся в распространении ювелирных украшений в самых широких слоях общества. К этому времени платья мещанок, например, отличались уже не фасоном, а материалом, украшениями, уровнем мастерства портных, что в одних случаях придавало костюму изящность, а в других — накладывало на него «печать   мещанского вкуса». Это понятие относится ко вкусам женщин мелкобуржуазного сословия, которые стремились дешевыми средствами продемонстрировать «буржуазную роскошь». Чрезмерное увлечение дешевыми ювелирными украшениями (брошами из низкопробного серебра в виде сердца, пронзенного стрелой, или букетиков цветов, украшенных блестящими камнями или стеклами, бусами различной длины, серьгами, кольцами, цепями из низкопробного серебра с цветными стеклами и камнями) портило даже хорошо сшитые костюмы.

Период после 1914 г. является переломным в развитии русского ювелирного искусства. Первая мировая война, рост революционной активности, демократизация общественной жизни, победа Великой Октябрьской социалистической революции изменили весь строй общественной жизни в России. Появление нового типа костюма, приспособление его к новым условиям жизни способствовали радикальным изменениям и в ювелирном искусстве. Не только характер украшений, но и сам подход к ним стали в эти годы иными. Наступил новый этап в истории ювелирного дела.

Простота быта в условиях послереволюционных трудностей, переустройство буквально всех форм жизни при новом социальном строе стали не только этической, но и своего рода эстетической нормой.

Проблемы производства и потребления вещей, их функционального назначения, декоративности и стилистической характеристики, собственнической психологии и борьбы с ней бурно обсуждались в литературе, публицистике, различных дискуссиях на протяжении 20-х   годов.   Новую   предметную   среду   художники   и   архитекторы понимали как важное средство переустройства жизни.

Активно пропагандируемый отказ от всякого рода излишеств нашел отражение в моде этого периода. Броши, кольца, браслеты и другие украшения из драгоценных металлов и камней были отброшены как «ненужные» и, более того, воспринимались враждебно, как связанные с буржуазно-мещанскими взглядами старого мира. Под лозунгом борьбы с религиозными обычаями отвергался, например, обряд обручения, а вместе с ним и обручальные кольца. Не могло идти и речи о заколках для галстуков, поскольку сами галстуки объявлялись «приметой буржуя». Общая демократизация внешнего облика и костюма привела к тому, что украшения перестали быть драгоценностями, имеющими материальное достоинство, облаченное в художественную форму, а сохранили лишь значение дополнения к костюму.

В 1925 г. на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже Гран-при за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением получила советская художница Н. П. Ламанова. Каждая ее модель была решена в ансамбле с головным убором, сумкой и украшениями из бечевки, бусами из раковин и простых камушков. В новых формах одежды с ее пестрой орнаментацией украшения использовались лишь как незначительная декоративная деталь. В 20-х годах начали носить часы на руках, в связи с чем усилилось внимание к часовым браслетам.

В нарядном костюме конца 20-х годов считалось незаменимым предложенное французским модельером Коко Шанелем маленькое черное платье с длинной нитью искусственного цветного жемчуга. В начале 30-х годов при сохранении в основном прежней направленности в формировании предметной среды в России возникла тяга к народности, декоративности и орнаментальное™, свидетельствующая об оживлении существовавших ранее художественных вкусов. Стали модны броши со стеклами, имитирующими бриллианты и драгоценные камни. Брошами закалывались ниже пояса свободные блузы. Стали носить одно-два кольца, крупные клипсы в виде колец, цепочки с кулонами, браслеты. В конце 30-х годов вошли в моду серебряные, золотые или металлические цепочки, клипсы и броши, пристегивающиеся к воротникам.

Создавались ювелирные изделия в многочисленных артелях, возникших взамен старых художественных промыслов. Среди них наиболее крупными были артели в селах Красном на Волге, Сидоров-ском и Подольском в Костромской области. Ассортимент изделий был довольно разнообразен — серебряные с позолотой серьги, броши, кольца, кулоны, украшенные цветными гранеными стеклами, в которых явно ощущалось подражание ювелирным изделиям начала века. Качество использования штампованных украшений с резким блеском позолоты и цветного стекла было невысоким.

В 20-х годах в Бронницах, древнем центре изготовления кольчуг и цепочек, была организована артель   «Бронницкий металлист», которая возродила цепевязание. В те же годы мастера великоустюж-ской артели «Северная чернь» стали изготовлять серебряные браслеты, пуговицы, кольца, медальоны, украшенные черневыми растительными орнаментами или видами Великого Устюга.

В 30-х годах мастера-ювелиры занялись возрождением филиграни. Именно в это время появились сканные серьги с розетками из цветных стекол, пряжки, броши. Большой популярностью пользовались традиционные серьги-«калачи» без стекол, иногда украшенные гравировкой.

Собственной ювелирной промышленности до 50-х годов у нас в стране не было. Украшения из драгоценных металлов и камней, изготовленные отдельными мастерскими, ювелирными артелями, не отличались каким-либо своеобразием, не имели своего стиля. В значительной степени они повторяли образцы ювелирных произведений второй половины XIX — начала XX в., выполненных в так называемых исторических стилях и стиле модерн.

В начале 50-х годов наступает новый период в развитии ювелирного искусства в нашей стране: появляются ювелирные фабрики в Москве, Ленинграде, Свердловске и других городах. Перед художниками предприятий встала трудная задача: во-первых, соединить веками накопленный опыт ювелирного мастерства с современным стилем жизни и искусства, а во-вторых, связать художественный проект с промышленным производством.

Ассортимент украшений, созданных в 50-е годы, был довольно разнообразен: броши, кулоны, серьги, браслеты, медальоны, шпильки для шляп, цепочки. По своей форме новые изделия продолжали оставаться подражанием изделиям второй половины XIX — начала XX в. Несомненно, это был период эклектический, не самостоятельный в художественном отношении. Украшения с вычурными завитками, сложные по композиции мало сочетались с современным костюмом.

В ювелирных изделиях 60-х годов заметно преобладание геометрических, часто асимметричных форм. Изделия эти довольно крупные, но более демократичные по сравнению с украшениями предшествующих лет. Модными становятся в это время броши, часто с цепочками, как аксельбанты, широкие браслеты, крупные серьги, бусы, в достаточной степени соответствующие требованиям моды этого времени.

В.В.Скурлов

 



 
След. »