черт

20.12.2018 0 Автор: admin1

Использование слова чёрт в русском языке

Слово «чёрт» имеет множество аналогов и синонимов: дьявол (так же персонажа называют в англ. языке — devil), сатана, анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий, бес, нечистый, лукавый. При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны.

К чёрту близки образы балтийского велняса (лит. velnias), шайтана у исламских народов, сурта германо-скандинавов.

Зачастую чертями называют широкий пласт существ. Почти всегда в народной мифологии они отождествляются с лешими, водяными и русалками, банниками, домовыми, духом превращающими людей в ходячих мертвецов, иногда отождествляются с гномами и эльфами. Однако домовой считался более добрым «обрусевшим чёртом», характерные для чёрта облик и оборотничество к нему употребляются реже; ср. также с шишком и херт-суртом — домовым некоторых финно-угорских и поволжских народов.

Как имя демона ада имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере — без особого повода

Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например лукавый, нечистый, неназываемый, враг рода человеческого, шут и другие, см

выше. В. И. Даль и С. В. Максимов перечисляют свыше сотни имен-эвфемизмов.

Ещё в XIX веке «чёрт» имело двоякий смысл. С одной стороны оно было довольно сильным ругательством и оскорблением, как и «devil» в английском языке. Консервативные люди того времени иногда связывали его с различными пугающими механизмами и дикими местами, например, с «чёртовым колесом», верили, что чёрт, водяной и русалки живут на мельницах, в таком смысле синонимы слова используется поныне, например: «шайтан-труба», «сады дьявола». В советской литературе 1920-х гг. ругательства часто классифицируются как «дальше чёрта» (см. например, Н. Огнев «Дневник Кости Рябцева»). Иногда это слово применяют при удивлении работоспособностью и мастерством кого-либо («работает как чёрт»).

Социальный жаргонизм

В уголовной иерархии чёрт — низший из категории «мужиков», который не моется, не стрижётся, не стирается, не следит за собой. Называется также чушок, то есть свинья, в чём проскальзывает аналогия со свиным пятачком в образе мифических чертей. Чёрт может просто перейти в «опущенные», которым зачастую накалывается татуировка с чёртом. В 1930—1950-х годах эта категория имела схожее название «козлы», но теперь права категории с этим названием немного отличаются. Этот смысл близок к рационалистической интерпретации античных мифов, что паны и сатиры — это люди, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом.

Со смыслом грязнули связаны и синонимы слова «чёрт»: нечисть, нечистый, анчутка — синоним слов грязнуля и неряха, а также слова «шишига», означающего то же самое.

Чертями могут обзывать субъективно неприятных и не авторитетных людей, например: молодых наркоманов, милиционеров и т. д.

Этимология

Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. Впервые оно зафиксировано Р. Джеймсом в русско-английском словаре-дневнике 1618—1619 годов: «6:9:tchort — diavolo». Прозвище Черт более старинное: «Васко Черт» зафиксировано в 1495 году. Этимология слова остаётся спорной до сих пор.

По версии А. Н. Афанасьева, слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом. Фасмер отмечал, что «чёрный» было всего лишь эвфемизмом для чёрта. По Фасмеру, праславянское *čьrtъ — «проклятый», родственно лит. kyrėti «злиться», гипотеза происхождения от лат. curtus, «короткий, обрубленный», менее вероятна.

Также, имя созвучно похожему персонажу германо-сканд. мифологии — Сурту, что значит «чёрный, смуглый».

По мнению лингвиста Любинко Раденковича, слово «чёрт» в русском языке является полонизмом чешского происхождения, попавшим в русский лексикон напрямую из польского или же через украинский язык в конце XVI — начале XVII века; в заимствованном из Польши литературном памятнике XVII века «Великое Зерцало» содержится повесть «яко не подобаетъ рабовъ звати: поиди, чертъ, или діаволъ».

По мнению индоевропеиста И. С. Якубовича, праславянское *čьrtъ является производным от глагола *čersti / čьrtǫ «чертить, бороздить». Данная деривация совместима с гипотезой о том, что *čьrtъ первоначально являлся божеством, отвечавшим за предначертание человеческой судьбы (ср. классическое армянское groł, досл. «писатель», употреблявшееся в данной функции). Из типологических соображений вероятно, что дальнейшая демонизация славянского «чертежника» была связана с переосмыслением его функции как ангела смерти.

Чёрт этимология слова

А.А. Тюняев

Исследуя образ славянского персонажа – чёрта – и отмечая его дохристианское происхождение, встречаем, например, В. Даль в статье «Чёрт» приводит такие его имена – шиш, шишига, хохлик. В латинизированной транскрипции все слова имеют корень hyh (чтение тетраграммы как Ягве исходит из глагола hyh (hwh) со значением «быть», «жить», «роняющий молнии и дождь»). По-славянски шиш – также и волоса, стоящие дыбом (мифологическое осознание взбесившегося Велеса). По термин «чёрт» происходит от «чёрный» – термин, употребляемый народом, как родовое название для обозначения злых сил. Фигура и идея чёрта проходит через историю всех религий, начиная с самых первобытных.

Даль также приводит русские пословицы и поговорки, касающиеся чёрта. «Есть и на черта гром (или: гроза)». «Допился до чертиков, до горячки». Вспомним здесь о галлюциногенных свойствах манны небесной, которую употребляли кочевники, ведомые Моисеем (80% спирта). Вспомним и имя Ал, равное также и Алк. И получим весьма чёткое обоснование видения купины неопалимой и слышания гласа божия. Связь чёрта с опьянением видна и в других поговорках: «смелым Бог владеет, пьяным черт качает», «пошёл черт по бочкам (запили)», «чертопляс, вино, водка, хмельные напитки».

Внешне чёрт – существо, покрытое чёрной шерстью, с рогами, хвостом и коровьими копытами. И ещё находим об облике чёрта и его похожести на быка: «Держи черта за рога: и то находка!», «Не был только у черта на рогах», «с черта вырос, а кнутом не бит», «Бал – черт с печки упал!», «Кого черт рогами под бока не пырял!», «Все черти одной шерсти».

О связи чёрта с навьими (ср. навиим – пророки) – смерть-сущими местами, как правило, связанными с водой, болотом, находим: «ворочает, как черт в болоте», «правит, как черт болотом», «было бы болото, а черти будут», «работа не черт, в воду не уйдет», «гнилого болота и черт боится». Чёрт также отображает социальные отношения славян: «шиша, калужск. народ, сброд, сволочь, шихоботь, шваль, шушваль; голь перекатная, бедняк, или шатун, лентяй» . Шатун, очевидно, касается кочевых народов.

Об охоте чёрта за душами человеческими узнаём: «пошла душа по рукам – у черта будет (из присказки)», «как черт за душой тянется».

О махинациях с деньгами (ростовщичестве в том числе): «Дал Бог денежку, а черт дырочку; и пошла Божья денежка в чертову дырочку!».

Есть связь чёрта не только с пророками-навиим, но и с остальными – святыми: «Около святых черти водятся».

Чертовкой называют гусли и счёты – непременные атрибуты славянского Велеса.

А поговорка «чёрт ли нес, на худой на мост!» напрямую говорит о калиновом мосте. Такие мосты – это «гать, мощеная хворостом, калиной, дорога по болоту» .

Самоубийца в народе называется – «чёрту баран» (ср. Иисус Христос – агнец божий, который сам себя принёс в жертву Господу-Ягве-Велесу, поскольку, по утверждению самих же иудохристиан, бог один).

Имеются отождествления чёрта с диаволом , значение последнего термина мы разобрали выше – Дый+Волос. А также отождествление чёрта со змием , как раз тем, на которой пропахали Змиевы валы: «чертопарь перм. плохо подготовленная к будущему году пашня, вспаханная один только раз». Причём, кузнецы 8-го ноября стучат по наковальням три раза, символизируя закрепление оков на этом Змие. В этот день также загоняют скот (паству Велеса) на зимний корм – очевидный символизм. Очевиден и другой символизм – как восстание закованного Змия 7 – 8 ноября в 1917 году состоялся фашистский переворот в Российской империи, устроенный в основном (более 90 процентов) последователями иудаизма-кочевничества.

Литература:

  1. Даль В., Толковый словарь живого великорусского языка, 1863 и 1902.
  2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, «Ф.А. Брокгауз — И.А. Ефрон», в 86 томах, 1890 – 1907.
  3. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации. — М., 2006 – 2007.

Ссылки по теме:

  • Русские боги. Алфавитный указатель.
  • Родословная славянских богов и народов.
  • Список древних капищ славянским богам.
  • Истинная история Руси. Даты. Сейчас 32.514 год по летоисчислению славян.
  • Аркаим – древнейший в мире славянский город-обсерватория.

Интересные факты о морском черте

  • Часто представителей рода Lophius называют не только морскими чертями, но и «хвостовыми рыбами». Прозвище появилось благодаря тому, что рыба удильщик в магазинах обычно появляется уже очищенной и без головы. Фактически на прилавках от нее остается только один хвост.
  • Рыбы морские черти умеют виртуозно маскироваться на дне водоемов. Стать незаметными им помогает не только способность изменять цвет тела под окружающую среду (камни, коряги, водоросли), но и собственный внешний вид. Голова рыбы, края ее челюстей и губ, кожа обрастают придатками, свисающими бахромой и клочьями, напоминающими листья водорослей, которые шевелятся в воде.
  • У жителей тропиков существует множество легенд об ужасной внешне и нападающей на пловцов рыбе удильщике. Но если сравнивать количество людей, пострадавших от акул, спрутов или барракуд, то число потерпевших от зубов морского черта достаточно мало. На человека хищник почти не нападает, т.к. ныряльщики на глубины от 700 м и более обычно не заплывают. Рыба может нанести вред аквалангистам, только поднявшись после нереста в прибрежные воды и будучи сильно голодной. В это время пловцам не стоит приближаться, а тем более гладить морского черта, т.к. он может укусить за руку.
  • Мясо и печень этой донной рыбы считаются деликатесом, поэтому появилась угроза исчезновения рода из-за его усиленного вылова. В Англии зимой 2007 года было принято решение о запрете продажи морского черта в сети супермаркетов страны.

черт

Автор фото: Salesjö, A.

  • Следующая публикация Слепень
  • Предыдущая публикация Петуния

Значение тату черт все самое важное

(Если не хотите читать — можете прослушать аудио версию статьи)

Вера в Бога открыла для людей и другую сторону — веру в темную силу. Все, что несло за собою темноту, страх, ужас, боль и несчастье олицетворяли не зависимо от внешнего облика сила зла. Это мог быть демон или черт.  Раньше главным атрибутом каждого человека было нанесение рисунков и росписей на свое тело, как символ защиты от нечистой силы. С появлением татуировок, вариантов рисунков стало уйма. Татуировки чертей — это разумно или наоборот знак, который будет охранят своего носителя?

Черти в христианской культуре

Развивать понятие как «черт» начали еще в древнем Египте. Очень близким за чертами был бог Сет, обладающий всеми негативными качествами и несущий за своими плечами лишь хаос, смерть и боль. Вечная борьба таилась между его противником богом Хором(бог неба и солнца, света и добра). Сет в глазах людей повставал в виде высокого мужчины с головой шакала, большими иклами и двузубым посохом в руке.

Об христианском демоне можно прочесть в «Энеиде». Античный бог Аид управлял подземельем и правил умершими душами.

Черт — это злой дух, бывший падший ангел на землю. Основной целью чертей является соблазнение и манипуляция людьми в своих намереньях и получение как можно больше людских грешных душ.

Тату черта значение

Носить на своем теле могут лишь смелые и неординарные личности. Таким образом, можно выделиться из толпы и показать, что вы не боитесь перемен и рисковать. Но в то же время, тату черта может говорить о его обладателе, как о противном, коварном и злом человеке, ищущем выгоду в других.

Фото примеры рисунка татуировки с чертом:

(нажать, чтоб увидеть больше фото)

Внешне черт вырисовывается, как высокий мускулистый мужчина, красным цветом кожи, ехидным подлым лицом, рогами, копытами животного вместо ног и длинного хвоста. Но в наше время это может быть красивый, смазливый мужчина в деловом костюме, провоцирующий людей на грехи. Так же возможны изображения мелких детишек бесов-бесенят.

Нередко любители азартных игр изображают таких чертей у себя на теле.

Виды изображения тату черта

Черт может изображаться как самостоятельно, так и соответственно вместе с каким-то предметом. Рассмотрим следующие варианты:

  • Черт с ангелом — обозначает борьбу добра и зла. Человек старается сохранять баланс между двумя сторонами своего характера(примерно как «Инь-Ян»).
  • Черт, сидящий на луне – частое изображение встречается на теле зека. Означает желание скорее выбраться на свободу, силу и стремление справиться с трудной ситуацией вне воли.
  • Черт с бутылкой и картами — знак азарта, любителя рисковать и выигрывать деньги.
  • Черт, обнимающий женщину – дело, на которое пошел обладатель тату, было совершено ради любимой и желанной женщины, сгубившая возлюбленного.
  • Для обладательницы прекрасного пола тату черта на теле будет рассказывать о ее робком характере, легкой натуре и желании выступать в центре внимания.

Место изображения данной татуировки будет зависеть от общих размеров эскиза. Если это большая панорамная картинка, лучше всего будет смотреться на бедре, спине, животе. Маленькая татуировка лучше подойдет на руку, ногу или шею.

Смотреть видео:

  • Фото тату черт
  • Эскизы тату черт

Коробка-автомат или механика

По моему твёрдому убеждению, ловля на безмотыльную мормышку более сложная, чем ловля на «чёртика». Первая мысль, которая обеспокоила меня, — не теряю ли я навыки ловли на неё? Если проводить аналогии, то кому-то нравится езда с автоматической коробкой передач (стабильная, спокойная, предсказуемая), а кому-то езда на «механике» — более сложная, но и более живая, эмоциональная. Для меня ловля на мормышку — это езда на механике.

Многие уверены, что тактика ловли на безнасадочную мормышку сложнее, чем при ловле на «чертик»

В поддержку этой аналогии могу привести ещё один пример. Коробка-автомат, безусловно, пользуется популярностью у автолюбителей, но почему-то спортсмены на гонках ездят именно на «механике». В рыбалке оказывается практически то же самое.

Наблюдая за участниками соревнований по безмотыльной ловле, где выступаю в качестве судьи, я имею редкую возможность наблюдать за несколькими десятками опытных безмотыльщиков, собравшихся в одном месте. Многие участники, стабильно занимающие первые места, часто используют такую тактику. Ищут рыбу «чёртиком», а найдя её, сразу переходят на ловлю мормышкой. В условиях соревнований, где крайне важна каждая пойманная рыбка, такая тактика часто приносит успех.

Для чистоты эксперимента я в течение рыбалки ловил и на «чёртика», и на мормышку.

Список источников

  • master-fisher.ru
  • nashzeleniymir.ru
  • wiki.sc
  • tattoo-photo.ru
  • dazzle.ru