Какая температура плавления алюминия по Цельсию

01.11.2018 0 Автор: admin1

Преимущества

  • При качественном сваривании получается очень прочный металл, который может выдерживать большие нагрузки и обладает низким весом;
  • Можно подобрать несколько способов проделать данный процесс, какой будет удобнее с экономической и практической стороны;
  • Существуют и хорошо распространены электроды, которые подходят для взаимодействия с данным сплавом;
  • Для всех проблем находятся свои способы решения, которые помогают повысить качество соединения.

Недостатки

  • После сварки падает и без того невысокая коррозионная стойкость;
  • Сварка дюрали оказывается трудоемким процессом, который под силу осуществить только опытным сварщикам;
  • Формирование валика шва становится затруднительным из-за повышенной жидкотекучести;
  • Исходя из разнообразия разновидностей марок сплавов, порой могут возникнуть сложности с подбором электродов;
  • Сварка дюралюминия в домашних условиях становится очень затруднительным процессом;
  • Здесь обязательно применение флюса для облегчения проведения процесса;
  • Для высокого качества соединения приходится применять дорогостоящие виды сварки, такие как сварка дюралюминия аргоном.

Подготовка дюрали к сварке

Перед проведением процесса требуется подготовить заготовки. В первую очередь идет механическая зачистка, которая позволяет убрать налет, жир, масла и различные вредные пленки с поверхности. Здесь подойдет наждачная бумага, щетка по металлу или другой подобный инструмент. Это первичный этап обработки, который помогает справиться с основными проблемами. Но для лучшего эффекта следует еще использовать растворитель, ацетон и прочие разновидности, которые снимут все остатки, которые не смогла снять механическая очистка.

Какая температура плавления алюминия по ЦельсиюСварка дюралюминия в домашних условиях

Здесь же может потребоваться обработка кромок, на которых будет пролегать шов. Это связано с толщиной металла, так как дюраль обладает относительно низкой глубиной проварки. Если толщина заготовки составляет более 4 мм, то нужно скосить края под углом в 35 градусов. Это поможет глубже проникнуть в металл, что способствует лучшему соединению.

Инструкция

  • Провести все необходимые подготовительные операции с металлом;
  • Когда идет сварка дюралюминия полуавтоматом, нужно выставить на оборудовании необходимые настройки;
  • Распределить по будущему месту шва флюс, который улучшит качества свариваемости и поможет избежать ненужных проблем;
  • Металл можно подогреть постепенно, чтобы избежать температурных деформаций и напряжения;
  • Можно приступать к процессу сваривания, если проводится сварка дюралюминия электродом, то нужно зажечь дугу и начать формировать шов;
  • После окончания нужно дать остыть металлу, постепенно подогревая его горелкой;
  • Очистить шов и шлака и проверить его на отсутствие трещин.

Техника безопасности

Во время работы нужно помнить о собственной защите, так что такие средства как комплект огнеупорной одежды, защищающий от искр и брызг металла, а также сварочная маска, должны быть обязательно. При работе с газом следует ставить баллоны как можно дальше от источника огня, так как они должны находиться на расстоянии от 5 метров и далее. Перед использованием техники следует убедиться в исправности оборудования и надежности соединения проводов и контактов, так как именно в них чаще всего случаются проблемы.

Применение металла в промышленном производстве

В естественных условиях алюминий имеет свойство образовывать тонкую оксидную пленку, что предотвращает реакции с водой и азотной кислотой (без нагрева). При разрушении пленки в результате контакта со щелочами химический элемент выступает в качестве восстановителя.

С целью предотвращения образования оксидной пленки в сплав добавляют другие металлы (галлий, олово, индий). Металл практически не подвергается коррозионным процессам. Он является востребованным материалом в различных отраслях промышленности.

Какая температура плавления алюминия по ЦельсиюАлюминий и его сплавы очень востребованы в различных сферах жизни человека.

  • Алюминий считается популярным материалом для изготовления посуды, основным сырьем для авиационной и космической отрасли промышленности. Отличная электропроводность металла позволяет использовать его при напылении проводников в микроэлектронике.
  • Свойство алюминия и его сплавов при низких температурах приобретать хрупкость позволяет его использовать в криогенной технике. Отражательная способность и дешевизна, легкость вакуумного напыления делают алюминий незаменимым материалом для изготовления зеркал.
  • Нанесение металла на поверхность деталей турбин, нефтяных платформ придают устойчивость к коррозии сплавам из стали. Для производства сероводорода применяется сульфид металла, а чистый алюминий используется в качестве восстановителя редких сплавов из оксидов.
  • Химический элемент используют как компонент соединений, например, в алюминиевых бронзах, магниевых сплавах. Наряду с другими материалами его применяют для изготовления спиралей в электронагревательных приборах. Соединения металла широко применяются в стекловарении.
  • В данное время чистый алюминий редко используется в качестве материала для ювелирной бижутерии, но набирает популярности его сплав с золотом, обладающий особым блеском и игрой. В Японии металл вместо серебра используется для изготовления украшений.
  • В пищевой промышленности алюминий зарегистрирован в качестве добавки. Алюминиевые банки для пива стали популярной упаковкой для напитка с 60-х годов прошлого века. Технологическая линия предусматривает производство тары 0,33 и 0,5 л. Упаковка имеет одинаковый диаметр и отличается только высотой.
  • Основным преимуществом упаковки перед стеклом является возможность вторичного использования материала.
  • Банки для пива (газированных напитков) выдерживают давление до 6 атмосфер, имеют куполообразное, толстое дно и тонкие стенки. Особенности технологии изготовления путем вытяжки обеспечивают конструкционную прочность и надежные эксплуатационные свойства тары.

Факты

  • В конце 1930-х годов руководство фирмы «Dürener Metallwerke AG» и исследовательские лаборатории располагались в районе . Там в начале 1940-х годов были разработаны высокопрочные деформируемые сплавы системы Al-Zn-Mg с пределом прочности не ниже 50 кгс/мм2, применявшиеся серийно на самолётах Хейнкель и Юнкерс в виде прессованных профилей и штамповок. В частности, для сплава «Hydronalium Hy43», разработанного в Институте DVL в 1940 году (состав: 4,5 % Zn, 3,5 % Mg, 0,3 % Mn, 0,4 % Cu, остальное — Al), к 1944 году RLM была выпущена спецификация Flw3.425.5.
  • Марка сплава Д16 появилась к 1946 году как результат безлицензионного воспроизводства и освоения металлургической промышленностью СССР технологии изготовления плит, листов и профилей американского сплава (состав: 4 % Cu, 1,5 % Mg, 0,3 % Сг, остальное — Al), составлявшего основу конструкции планера тяжёлого бомбардировщика . Приказ о подетальном копировании («…Не допускается никаких отклонений от американского прототипа, ни в одной детали, ни в одном агрегате…» подпись — Иосиф Сталин.) самолёта Boeing B-29 был отдан лично в 1944 году в планах и перспективах создания  — первого отечественного самолёта-бомбардировщика, носителя атомного оружия. « исследовал вес деталей, их химический состав, структуру и свойства. Как оказалось, отечественные дуралюмины уступали по свойствам сплаву 2024». Как оказалось, американский сплав 2024 отличался от отечественного дюралюмина Д1 повышенным (до 1,5 %) содержанием магния и небольшой добавкой (0,3 %) хрома.

Характеристика физических и технических параметров алюминия

  • Алюминий относится к самым распространенным химическим элементам и характеризуется небольшим весом, мягкостью. Основные физические параметры металла, способность образовывать устойчивые к воздействию среды соединения, позволяют его использовать в различных отраслях промышленного производства.
  • Металл является привлекательным материалом для работы в домашних условиях. Удельная теплота плавления алюминия составляет 390 кДж/кг, и для литейных целей расплавить его в бытовых условиях не составляет труда.
  • Плавка металла может осуществляться поверхностным и внутренним нагревом. Способ внешнего теплового воздействия не требует особого оборудования и применяется в кустарных условиях.
  • Алюминий, температура плавления которого зависит от чистоты соединения, давления, для перехода в жидкое состояние требует нагрева в среднем до 660 °C или 993,5°К.
  • Существуют различные мнения относительно показателя температуры плавления металла в домашних условиях, но проверить их можно только на практике.

Свойства и свариваемость дюралюминия

Как и при сварке алюминия, данный металл не всегда хорошо соединяется, что обусловлено его свойствами. Предел текучести этого металла составляет около 250 МПа. Плотность данного сплава составляет значение в пределах 2,5-2,8 тонн/ метр кубический. Плавится он при той же температуре, что и алюминий, поэтому, во время сварки возникает проблема с быстрым расплавлением электродов, повышением текучести и прочими вещами. В отличие от своего основного металл, дюралюминий не такой мягкий и гибкий. При этом если его подвергнуть отжигу при температуре в 500 градусов Цельсия, то он приобретает такие же свойства, как и обыкновенный алюминий. Чтоб сделать его более жестким и твердым, то следует поддать его металлургическому старению. Грамотная термообработка упрочняет металл, так что эти свойства можно увеличить и при помощи закалки.

Какая температура плавления алюминия по ЦельсиюСварка дюралюминия полуавтоматом

Сварка дюралюминия осложняется тем фактором, что без использования специальных средств результат может оказаться крайне низкого качества. Если не придерживаться технологии, то возникает большая вероятность появления трещин, а также сложностей в формировании нового шва. Металл быстро растекается, так как его вязкость в расплавленном состоянии оказывается очень низкой. Дюралюминий обладает высокой статической прочностью, которая достигает до 500 МПа при температуре до 170 градусов. Металл обладает низкой коррозионной стойкостью, так что при сваривании нередко именно на шве проявляются первые следы поражения ржавчиной, так как температурное воздействие обеспечивает выгорание легирующих элементов и ухудшение сопротивлению коррозии. Это также заметно и при сварке нержавейки. Сварка дюралюминия должна происходить согласно ГОСТ 14806-80.

Названия

Название сплава пришло в Россию из Германии в первое десятилетие XX века ( Duraluminium) и в русском языке стало общим обозначением для целой группы сплавов на основе алюминия, легированного добавками меди, магния и марганца. Иногда встречаются также старая (основная до 1940‑х годов) форма «дуралюми́ний» и англизированный вариант «дюралюми́н». Название происходит от немецкого города ( Düren), где в 1909 году было начато промышленное производство сплава.

Дюралюминий разработан немецким инженером-металлургом Альфредом Вильмом (), сотрудником металлургического завода « AG». В 1903 году Вильм установил, что сплав алюминия с добавкой 4 % меди после резкого охлаждения (температура 500 ), находясь при комнатной температуре в течение 4-5 суток, постепенно становится более и , не теряя при этом . В 1909 году Альфред Вильм подал заявку на патент «Способ улучшения сплавов алюминия, содержащих магний». Вскоре лицензии на способ были приобретены компанией «Dürener Metallwerken», которая вышла на рынок с продуктом под маркой «дуралюминий» ( duraluminium). Состав патентованного дюралюминия, выпускаемого на заводе «Dürener Metallwerken»: 3,5-5,5 % Cu; 0,5-0,8  % Mg; 0,6  % Mn.

На международной выставке дирижаблей, проходившей во в 1909 году, новый сплав получил третью премию. В 1910 году на выставке дирижаблей в Петербурге Вильм получил Большую серебряную медаль за лучший материал для дирижаблей, а также Большую золотую медаль за «достижения в области военной техники».

Обнаруженное Вильмом явление старения алюминиевых сплавов позволило повысить прочность дюралюминия до 350-370 МПа по сравнению с 70-80 МПа у чистого .

Распространённые в Европе сплавы марок «Hiduminium» и «Avional» являются близкими по составу к дюралюминию сплавами других фирм-производителей — High Duty Alloys Ltd. (Великобритания) и Aluminium-Industrie A-G. (Швейцария).

В СССР/России дюралюминами называют деформируемые сплавы системы —, в которые дополнительно вводят марганец. Типичным дюралюмином является сплав Д1 (состав: 4,3 % Cu, 0,6 % Mg, 0,6 % Mn, остальное — Al), однако вследствие сравнительно низких механических свойств производство его заметно сокращается; сплав Д1 для листов и профилей заменяется сплавом Д16.

В США и Евросоюзе дюралюмины представлены, в первую очередь, сплавами , 2017 (во Франции ранее обозначался AU4G или duralumin) и 2117. По международной универсальной классификации группе деформируемых алюминиевых сплавов Al-Cu-Mg присваиваются обозначения от 2000 до 2999.

Состав сплавов, % массы
СплавSiFeCuMnMgCrNiZnTiZr+TiПрочие

каждого

Прочие

сумма

Al
2017Aмин.0,203,500,400,40основа
макс.0,800,704,501,001,000,100,250,250,050,15
2024мин.3,800,301,20основа
макс.0,500,504,900,901,800,100,250,150,200,050,15
Физико-механические свойства
20172024
(г/см³)2,792,77
Интервал температур плавления510-640500-638
Линейный коэффициент термического расширения (10−6/K)23,022,9
Модуль упругости МПа (1)74 00073 000
0,330,33
(W/M°C)состояние T4: 134состояние T3: 120
(Дж/кг°C)920920
(МПа)260 (2)300 (3)
Предел прочности Rm (MPa)390 (2)440 (3)
Относительное удлинение (%)9 (2)9 (3)

(1) Среднее значение модулей при растяжении и сжатии
(2) Пруток, состояние Т4 (закалка и естественное старение) диаметром от 6 до 75 мм
(3) Пруток, состояние Т3 (закалка, деформация в холодном состоянии, старение) диаметром от 50 до 100 мм

Свойства и применение

Какая температура плавления алюминия по Цельсию

Несущая конструкция германского дирижабля жёсткой схемы «Цеппелин», выполненная из соединенных дюралюминиевых профилей

Какая температура плавления алюминия по Цельсию

Сборка цельнометаллического самолёта (Франция, 1934 год), фюзеляж которого изготовлен из дюралюминия марки AU4G

Дюралюминий — основной конструкционный материал в авиации, космонавтике и других областях машиностроения, для которых принципиальную роль играет минимальная масса конструкции.

Первое применение дюралюминия — изготовление каркаса жёсткой конструкции. Начиная с , дюралюминий стал широко применяться в других отраслях машиностроения. В годы состав сплава и термообработка были засекречены. Начиная с 1920‑х годов, благодаря высокой , дюралюминий становится важнейшим конструкционным материалом в самолётостроении.

Плотность сплава: 2500-2800 /.
Температура плавления сплава: около 650 .

Сплав широко применяется в авиастроении, при производстве скоростных поездов (например, ) и во многих других отраслях машиностроения (так как отличается существенно большей прочностью, чем чистый алюминий).

После (нагрева до температуры около 500°C и охлаждения) сплав становится мягким и гибким (как алюминий). После (естественного, проходящего при комнатной температуре в течение нескольких суток, или искусственного, проходящего при повышенной температуре в течение нескольких часов) становится твёрдым и жёстким.

В настоящее время сплавы алюминий — медь — магний с добавками марганца — известны под общим названием дюралюмины. К дюралюминам относят советские сплавы следующих марок: Д1, Д16, Д18, В65, Д19, В17, ВАД1. Дюралюмины упрочняются термообработкой; подвергаются, как правило, закалке и естественному или искусственному старению. Характеризуются сочетанием высокой статической прочности (до 450-500 МПа) при комнатной и повышенной (до 150…175 °C) температурах, высоких усталостной прочности и вязкости разрушения.

Недостаток дюралюминов — низкая . Изделия требуют тщательной защиты от коррозии. Дюралюминиевый прокат, как правило, чистым алюминием, создавая из него лист с двухсторонней плакировкой, — так называемый . Также, как правило, все детали из алюминиевых сплавов, применяемые в конструкции самолёта, , покрывают грунтовками, специально разработанными для авиации (обычно жёлтого или зелёного цветов) и при необходимости окрашивают.

Дюралюминий

08.11.2013 14:50

Страница 1 из 2

Какая температура плавления алюминия по Цельсию

Дюралюминий – это алюминиевый сплав, в состав которого помимо алюминия входят 3,5-5,5 % меди, 0,5-0,8 % магния, 0,6 % марганца, до 1 % кремния и 1,2 % железа. От чистого алюминия он отличается высокой прочностью и твердостью.

Деформируемый сплав, обладавший исключительными свойствами, впервые был получен в 1906 году прусским инженером-металлургом Альфредом Вильмом в ходе исследований по упрочнению алюминиевых сплавов. Его открытие состояло в применении к алюминию методов упрочнения, широко используемых в производстве стали. Было обнаружено, что образцы сплава, подвергнутые старению в течение ещё нескольких дней после закалки, действительно обладали повышенной прочностью. Принцип, лежащий в основе такого упрочнения, называется термическим упрочнением.

Начиная с 1909 года, новый материал изготавливался Дюренскими металлургическими заводами (Dürener Metallwerke), и название «дюралюминий/Duralumin или Duraluminium» наряду с несколькими другими, похожими на него обозначениями (например, дюраль/DURAL) стало зарегистрированным торговым знаком. Кроме того, сплав Вильма был запатентован. Однако, благодаря удачной игре слов, в последствии название «дюралюминий» было переосмыслено как происходящее от латинского слова «durus» (твердый) и названия «алюминий» как основного компонента сплава. В то же время существует множество аналогичных сплавов, в название которых входят названия соответствующих фирм-производителей.

Дюралюминий относится к алюминиевым сплавам группы AlCuMg (номера материалов: 2000-2999), при этом промышленное применение находит главным образом дюралюминий, подвергнутый дисперсионному твердению. Он не отличается очень высокой коррозионной стойкостью и лишь условно поддается анодированию и сварке. Тем не менее, аналогичные ему сплавы по-прежнему применяются в авиастроении.

Плотность дюралюминия чуть выше плотности чистого алюминия. Однако его прочность на разрыв составляет от 180 до 450 Н/мм2 (согласно другим источникам, до 800 Н/мм²), то есть до 10 раз превышает прочность на разрыв чистого алюминия, которая составляет всего около 80 Н/мм². Еще один технически очень важный параметр сплава, предел текучести при растяжении, составляет более 250 Н/мм², что также более чем в 8 раз превышает характеристику чистого алюминия (30 Н/мм²). Такая же ситуация наблюдается и с твердостью по Бринелю: 125 у дюралюминия по сравнению с 22 у чистого алюминия. Относительное удлинение при разрыве (22 %) в 3 раза превышает характеристику чистого алюминия (7 %).

Причина более высокой твердости дюралюминия по сравнению с чистым алюминием состоит в том, что через некоторое время после быстрого охлаждения сплава в его основной структуре происходит ограниченное выделение вторичной фазы (интерметаллического соединения CuAl2), процесс, вызывающий значительное повышение прочности сплава. Выделение упрочняющей вторичной фазы может происходить как при комнатной температуре, так и при повышенных температурах (естественное старение – искусственное, или термическое, старение) и достигает своего оптимального уровня через 2 суток.

В остальном закалка алюминиевых сплавов не имеет ничего общего с процессами, происходящими при закалке стали. Ведь после повторного нагрева закаленной стали её прочность снижается, а при повторном нагреве закаленных алюминиевых сплавов она возрастает.

В результате термического упрочнения дюралюминий почти достигает прочности мягких сталей. Для борьбы с более высокой по сравнению с чистым алюминием подверженностью коррозии применяются плакирование чистым алюминием, анодирование или покрытие лаком.

Первая Предыдущая 1 Следующая > Последняя >>

  Следующая >

Свойства сплавов металла

Показатель температурного градиента колеблется для соединений металла с другими химическими элементами, определяющими их свойства. Для литейных сплавов, содержащих магний и кремний, он составляет 500 °C.

Температура начала перехода в жидкое состояние называется точкой солидус (твердый), а окончание — ликвидус (жидкий). Соответственно начало кристаллизации будет определяться точкой ликвидус, а окончание — солидус. В температурном интервале соединение находится в переходном состоянии от жидкости к твердой фазе.

Например, соединению алюминия с 12,5% кремния, как и чистому металлу, свойственна точка плавления, а не интервал. Этот сплав относится к литейным и характеризуется постоянной температурой 577 °C.

При увеличении в сплаве количества кремния градиент ликвидус снижается от максимального показателя, свойственного чистому металлу. Среди лигатурных добавок температурный градиент снижает использование магния (450 °C). Для соединения с медью он составляет 548 °C, а с марганцем — всего 658 °C.

Какая температура плавления алюминия по ЦельсиюАлюминий образует различные сплавы с минералами.

Большинство соединений состоят из нескольких компонентов, что влияет на показатель затвердевания и плавления материала. Понятия температурных градиентов солидус и ликвидус определены для бесконечной длительности процессов равновесных переходов в жидкое и твердое состояние.

На практике учитываются поправки скорости нагревания и охлаждения составов.

Дюралюминий

Дюралюминий и сталь с антикоррозионным покрытием могут служить одновременно гидроизоляционным слоем и защитным, предохраняющим основной теплоизоляционный материал от механических повреждений. Листы металла накладываются внахлестку, и швы промазываются специальными влагонепроницаемыми мастиками. При увлажнении изоляционного материала на действующих предприятиях увеличиваются теплопритоки, что может привести к повышению температурного режима в камерах холодильника. Поэтому большое значение приобретает осушение увлажненной изоляции в самой конструкции. Для этого на поверхности теплоизоляционных плит последнего со стороны камеры слоя делают бороздки — каналы для циркуляции воздуха.

Дюралюминий после этого хорошо гнется, не ломаясь и не давая трещин. Обработка металлического листа, предназначенного для шасси, состоит в устранении дефектов на его поверхности ( механических и химических) и придании изделию соответствующей формы. В заключение на шасси наносится защитное покрытие.

Дюралюминий обладает высокими механическими свойствами ( после обработки давлением и термической обработки), но малой коррозионной стойкостью. В зависимости от химического состава различают три группы дюралюминиевых сплавов: 1) нормальный — Д1, содержащий 0 5 % магния; 2) повышенной прочности — Д6 и Д16, содержащие 0 7 — 1 6 % магния; 3) повышенной прочности — ДЗП, Д18, в составе которых имеется повышенный процент меди, марганца и магния.

Дюралюминий обладает высокими механическими свойствами ( после обработки давлением и термической обработки), но малой коррозионной стойкостью. В зависимости от химического состава различают три группы дюралюминиевых сплавов: 1) нормальный — — Д1, содержащий 0 5 % магния; 2) повышенной прочности — Д6 и Д16, содержащие 0 7 — 1 6 % магния; 3) повышенной прочности — ДЗП, Д18, в составе которых имеется повышенный процент меди, марганца и магния.

Дюралюминий подвергается механической обработке в горячем ( 440 — 480 С) и холодном состоянии; обработку в холодном состоянии рекомендуется делать до старения.

Дюралюминий представляет собой сплав, содержащий 3 5 — 4 % Си, 0 5 — 1 % Mg, 0 5 — 1 % Si, 0 5 — 1 % Мп, остальное алюминий. On обладает высокими механическими свойствами. Супердюралюми-пий содержит до 1 25 % Si; он еще более прочен и менее ковок, чем д горалюминий.

Дюралюминий не уступает по прочности стали, но почти в 3 раза легче ее.

Дюралюминий хорошо обрабатывается резанием, сваривается контактной сваркой и в среде защитного газа.

Дюралюминий обладает высокой механической прочностью и низкой коррозионной устойчивостью. Его применяют в химической промышленности, защищая от коррозии плакированием чистым алюминием.

Дюралюминий обладает высокими механическими свойствами, по твердости он приближается к стали. Супердюралюминий содержит 1 % Si, и он еще более прочен, чем дюралюминий. Алюминиевые сплавы широко применяются в авиационной технике, автомобилестроении и судостроении.

Механические свойства сплава AM ц.

Дюралюминий — сплав, по крайней мере, шести компонентов: А1, Gu, Mg, Mn, Si и Fe, хотя основными добавками являются медь и магний; поэтому этот сплав может быть причислен к сплавам системы А1 — Си-Mg. Кремний и железо являются постоянными примесями, попадающими в сплав вследствие применения недостаточно чистого алюминия.

Микроструктура дюралюминия.| Механические свойства дюралюминия в закаленном и состаренном состоянии в зависимости от температуры закалки.

Дюралюминий принадлежит к алюминиевым сплавам естественно стареющим, и наиболее высокие механические свойства у нормального дюралюминия получаются после 5 — 7 суток естественного старения.

Дюралюминий как конструкционный материал применяется вследствие его высоких механических свойств и небольшого удельного веса. Однако этот сплав обладает низкой сопротивляемостью коррозии. Для повышения коррозионной стойкости дюралюминий покрывают чистым алюминием. Толщина плакирующего слоя алюминия составляет с каждой стороны 4 — 5 % от толщины дюралюминевой сердцевины. Плакированный дюралюминий нельзя подвергать длительной термической обработке, поскольку медь диффундирует в плакировочный слой, который утрачивает при этим защитные свойства.

Список источников

  • ometallah.com
  • www.ngpedia.ru
  • slesario.ru
  • svarkaipayka.ru
  • howlingpixel.com