Какие камни выступают аналогами бриллиантов

10.11.2018 0 Автор: admin1

Облагороженные камни

Но зачем склеивать, если природных камней полным-полно? Правда, вид у большинства из них «не очень», но это можно и поправить – с помощью процесса облагораживания, то есть улучшения потребительских свойств камня (внешнего вида, долговечности), кроме собственно огранки и полировки. Сюда относятся окрашивание, отбеливание, нанесение покрытий, пропитка, термообработка, обработка давлением, диффузионная обработка, облучение (гамма-, бета- или нейтронное) и другие процессы. Для некоторых камней подобная обработка используется с древних времен (например, пропитка изумрудов маслом или термообработка аквамаринов для получения чистого голубого оттенка) и официально узаконена правилами различных геммологических ассоциаций. Но все равно такие камни должны быть обозначены соответствующим образом. Например, согласно правилам Международной ассоциации по цветным камням (ICA, International Colored Gemstone Association) природные камни обозначаются буквой N (Natural), облагороженные с помощью традиционных, исторически сложившихся способов, перечень которых есть в соответствующих справочниках, – буквой E (Enhanced), а остальные называют обработанными и обозначают буквой T (Treated) с расшифровкой всех использованных процессов.

Для изменения цвета или чистоты многих камней используется термообработка (такие камни ювелиры называют «гретыми») и облучение или их комбинация. Довольно часто применяется диффузионное окрашивание – так «улучшают» слабо окрашенные сапфиры в растворах солей кобальта. В этом случае окрашивается лишь тонкий слой, поэтому, если положить камень на белый лист бумаги, становится виден яркий «скелет» на ребрах граней. В последнее время появились процессы диффузионного окрашивания на большую глубину с использованием соединений бериллия. Так получают дорогие разновидности сапфиров – яркие розово-оранжевые («падпараджа»). Отличить такой камень от природного можно только с помощью специального лабораторного оборудования, которое позволяет обнаружить следы бериллия. Для этого с поверхности камня испаряют микроскопическое количество материала с помощью лазера (абляция), а полученный «пар» изучают с помощью спектрофотометрии или масс-спектрометрии.

Составные камни

Это тоже имитации, но несколько другого рода. Их склеивают из нескольких частей, каждая из которых может быть сделана из стекла, натурального или синтетического камня. Здесь уже идет речь не только о внешнем виде, но и о твердости, показателе преломления и других характеристиках. Этим способом получают камни ярких, интенсивных цветов, склеивая верхний слой из натурального розового корунда и нижний – из ярко-красного синтетического; распространены комбинации граната с окрашенным стеклом, слабо окрашенного берилла с синтетическим изумрудом. Такая конструкция из двух частей называется дублет. Отличить дублет от натурального камня можно по клеевому «шву» на рундисте (пояске ограненного камня) под лупой или микроскопом. Иногда камень склеивается из трех частей – это триплет. Часто такая конструкция используется совершенно «официально» — для защиты камня от неблагоприятных внешних факторов. Например, тонкую пластинку хрупкого и чувствительного к влажности благородного опала наклеивают на прочную основу, а сверху закрывают «крышкой» из стекла или кварца. Но, разумеется, в таких случаях всегда оговаривается, что это именно опаловый триплет, а не просто опал.

Виды имитаций бриллиантов — фальшивка или честный заменитель

Следует различать несколько типов подделок или имитаций алмазов и бриллиантов:

  1. Сами подделки, фальшивки, имитации – материалы, которые не являются алмазом, но выдаются за него.  До 19-20 веков за бриллианты обычно выдавалось стекло или другие камни. В конце 19 и особенно в 20 веке появились синтетические материалы, сходные по своим физико-химическим свойствам с алмазом.
    На наш взгляд, считать бриллиант поддельным (фальшивкой) можно в том случае, если покупателю его выдают за настоящий алмаз,  то есть обманывают его. Если покупатель знает, что украшение сделано «под бриллиант», то уместнее употреблять термин имитация.
  2. Синтезированные или искусственные алмазы – являются алмазами, но созданы («выращены») по специальным промышленным технологиям. Их нельзя назвать поддельными или имитациями, поскольку по своим свойствам это алмазы. Однако,  покупатель должен знать происхождение своего бриллианта, поскольку искусственные алмазы ценятся гораздо ниже натуральных, созданных природой.
  3. Улучшенные или облагороженные алмазы и бриллианты – камни, которые подвергали обработке (за исключением огранки и полировки) для улучшения их товарных характеристик и увеличения цены. Подобные камни являются настоящими алмазами, но их стоимость может быть ниже и покупатель должен об этом знать.

Кто отличит поддельный бриллиант?

Далее мы более подробно расскажем о методах определения имитаций алмазов и бриллиантов. Однако, следует понимать, что перечисленные ниже способы должны использоваться профессиональными ювелирами, оценщиками и экспертами.

В домашних условиях, без специального оборудования и навыков, отличить хорошую имитацию практически невозможно. Это связано с тем, что многие искусственные материалы имеют значительное сходство своих свойств со свойствами алмазов. Кроме того, в основном возникает потребность проверить бриллианты, которые входят в состав ювелирного изделия и являются относительно мелкими, что еще больше затрудняет определение.

Поэтому для проверки следует обращаться к профессиональным ювелирам или геммологам. Стоить такая проверка будет недорого, а уверенность в качестве изделия добавит вам удовольствия и радости от обладания им.

Список источников

  • delusions.maininfo.biz
  • zegold.ru