облагораживание

12.11.2018 0 Автор: admin1

Минералогия и промышленность.

Боксит — главная руда алюминия, состоящая в основном из минералов гидроокиси Аl — гиббсита, бёмита и диаспора.

Эритрин — минерал-индикатор кобальтовых месторождений

Промышленная минералогия охватывает как первую, так и вторую из указанных категорий, а также все те минералы, которые неизменно сопутствуют промышленным месторождениям. Например, ярко – зеленые налеты малахита и его «проводники» в трещинах, ведут к залежам окисленных медных руд. Яркие розовато – красные выделения эритрина (кобальтового цветка), позволяют найти кобальтовые месторождения (на фото слева). Нежные снежинки и иголочки гемиморфита в пустотах бурого железняка дают основание искать в первичных залежах минералы цинка. Находки обломков, сложенных среднезернистым агрегатом хороших зеленых или коричневых кристаллов граната и кальцита с вкраплениями халькопирита служит поисковым признаком на месторождения скарнового типа. Форма кристаллов, их цвет и свойства, особенности химического состава – также используются для выработки минералогических критериев поиска месторождений. Минеральный состав «черных песков» в береговой полосе, в западинах рек и ручьев дает ценную информацию об источниках сноса вещества – это прием используется при поиске россыпных месторождений золота, алмазов, оловянных, титановых и других тяжелых руд. Этими критериями поиска занимается поисковая минералогия.
Минералы, которые приходится извлекать вместе с полезными ископаемыми, но которые не представляют сам по себе какого – нибудь промышленного интереса, объединяются под названием пустые породы.
Правда, толкование термина «руда» весьма противоречиво. Некоторые специалисты вкладывают в него чисто экономический смысл. Минерал не называется рудой если он не добывается на рентабельном месторождении. Другие игнорируют экономическую сторону. Однако большинство специалистов используют термин рудный минерал, как классификационное понятие. Таким образом, один и тот же рудный минерал может рассматриваться как руда на одном месторождении и не как руда на другом. Это может зависеть от изменения технологии и капризов рынка.
С течением времени, по мере роста человеческих нужд и потребностей, рудные и промышленно ценные минералы будут приобретать все возрастающее значение для промышленности, торговли и даже являться источниками международных конфликтов. Политические аспекты становятся особенно острыми под влиянием двух факторов:
• Почти все минеральные ресурсы не восстановимы или восстанавливаются медленнее, чем идет их добыча
• Эти ресурсы распределены в земной коре случайным, неравномерным образом.
За всю свою жизнь средний человек расходует примерно 25 ВАГОНОВ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ.
Из этого с неизбежностью вытекает необходимость постоянного интереса к изучению минералов вообще и применению промышленных минералов в частности.

Распространенные способы обработки натурального камня

Современные способы обработки натурального камня подразделяют на 2 вида: механические и физико-механические.

К механическим способам относятся наиболее распространенные до настоящего момента такие способы как скалывание, ударное разрушение и резка.

При скалывании достигается: фактура плоской и рельефной «скалы», бугристая, характеризующаяся на лицевой поверхности наличием равномерно распределенных впадин и бугров фактура и фактура рельефная, с наличием параллельно расположенных борозд высотой от 0,5 до 3 мм.

Резка – самый распространенный из современных способов обработки камня. Осуществляется методом дисковой, канатной или штрипсовой распиловки.

Штрипсовая распиловка разделяется на распиловку с использование стальной и чугунной дроби и на алмазно-штрипсовую распиловку.

Канатная распиловка получила широкое распространение при резке пород различной плотности. Ее развитие идет в 3-х направлениях: канатная с помощью абразива, алмазно-канатная и распиловка канатами, армированными твердосплавными шайбами.

Ударное разрушение камня наиболее широко используется в практике производства тесаных изделий. Чаще всего таким способом изготавливают ступени, основания памятников, устои мостов и другие элементы, где достигается точечная фактура обработки.

Эстетическое значение минералов.

Кристалл алмаза

Эстетическое значение минералов широко известно

Драгоценные камни в ювелирных изделиях, в национальных сокровищницах и других экспозициях ежегодно привлекают внимание миллионов людей. Национальные и региональные музеи, где выставлены минералы, а также частные коллекции каждый год осматривает несметное число посетителей

Помимо этого минералы в качестве строительных материалов или их компонентов применяются для отделки интерьеров и для наружной облицовки многих шедевров архитектуры. Например, московского метро.
Главная роль музеев заключается в том, что они выполняют функции собирателей и хранителей минералогических образцов для будущих поколений. Ведь, наряду с широкоизвестными и широкораспространенными минералами, существуют и такие, которые встречаются лишь в отдельном месте или даже в единичных экземплярах. По возможности такие уникальные образцы должны храниться в музеях

Известны случаи, когда образцы не попавшие не в одну из крупных музейных коллекций, становились непригодными для изучения, а ведь это иногда так важно для решения вопросов номенклатуры и приоритета в открытии новых минералов. Именно поэтому большинство профессиональных минералогов добровольно передают музеям свои оригинальные материалы.

Обработка натурального камня в домашних условиях

По степени сложности все камни делят на мягкие и твердые. Камни мягкие легко поддаются обработке тем же инструментом, что и металлические изделия, а твердые камни нуждаются в применении специального инструмента. Обработка камня в домашних условиях требует наличия отдельного помещения оборудованного вытяжной вентиляцией, так как такие работы как резка и шлифовка сопровождаются большим количеством каменной пыли, очень вредной для здоровья.

В домашних условиях для обработки натурального камня можно проводить такие работы как: резка, шлифовка, полировка камня и гравировка.

Важно помнить, что резка, шлифовка и полировка камня проводится только с непрерывной подачей воды. Вода охлаждает режущий элемент, удаляет образующийся при работе шлам и значительно снижает уровень каменной пыли.. Резка – грубая осуществляется при помощи обычной болгарки и диска по камню

Более точная потребует применение станка типа пилорама с металлической, желательно подвижной платформой

Резка – грубая осуществляется при помощи обычной болгарки и диска по камню. Более точная потребует применение станка типа пилорама с металлической, желательно подвижной платформой.

Шлифовка – осуществляется при помощи шлифовального станка (ручного или стационарного) или болгарки с соответствующими шлифовальными кругами. Самый простой способ шлифовки, но только для камней размером до 20-25 см длиной: на чугунную плиту нужно насыпать абразивный порошок и залить водой, сверху положить камень и тереть, пока он не приобретет нужную поверхность. Мелкозернистая структура чугуна способствует обработке камня.

Полировка – выполняется с применением специальных полировочных кругов и пасты Гой.

Гравировка – возможна при использовании приспособления для выполнения точных работ, либо при помощи набора резцов по камню и молотка. В этом случае гравировку нужно отполировать, используя электродрель и насадками для полировки.

Как продлить долговечность изделия из яшмы

Несмотря на то, что камень устойчив к любому из внешних воздействий, за изделиями и предметами из него все равно следует ухаживать. Аккуратное обращение и следование несложным правилам ухода продлят срок жизни вашей яшмовой драгоценности, позволяя не просто радоваться ей всю жизнь, но и передавать из поколения в поколение. Вот несколько правил, которые помогут вам в этом.

  1. Лучше всего изделие из яшмы хранить в отдельном месте, которое не допускает соприкосновение камня с другими вашими драгоценностями. Тут уже беспокойство вызывает не столько сохранность самого яшмового изделия, сколько сохранность других камней. Яшма очень твердая, и ей не составит труда поцарапать камень, обладающей меньшей твердостью. Поэтому заведите себе правило хранить все украшения в отдельных мягких тканевых мешочках, коробочках или шкатулках, обитых мягкой бархатной тканью. Это защитит все ваши драгоценности от царапин.

  2. Яшма настолько твердая, что разбить ее очень трудно, даже если приложить к этому усилие. Однако, допускать механическое воздействие на камень и ронять его на пол все равно не следует, ровно, как и царапать о какие-либо твердые предметы. Старайтесь не надевать украшение, если предполагается тяжелая физическая работа, снимайте его перед уборкой, занятием в фитнес-клубе или даже прогулкой с собакой. Любое неловкое движение может повредить украшение – если не саму яшму, то металл, в который камень оправлен.
  3. То же самое касается влажной уборки по дому, походу в бассейн или на пляж. Перед всеми этими процедурами яшмовое украшение лучше снимать, поскольку камень негативно реагирует на высокую влажность или длительное взаимодействие с водой. Негативно скажется и воздействие любой косметики и парфюмерии – контакта с ними лучше избегать, поэтому украшение стоит снимать еще и перед какими-либо косметическими процедурами или даже перед походом в ванную.

  4. Если вы хотите самостоятельно, в домашних условиях, почистить украшение, то старайтесь не пользоваться агрессивными чистящими средствами, не прилагайте грубую силу. Камни можно протереть раствором уксуса, причем желательно использовать не сильно концентрированный уксус. После обработки промойте камень теплой водой и осушите мягкой тканью, протерев и слегка отшлифовав его.

Геммология

Упоминания о драгоценных камнях как об олицетворении роскоши в литературных источниках Египта, Ирана, Иудеи, Индии свидетельствуют о том, что люди уже в древности стали ценить естественную красоту и редкость самоцветов. В глубокой древности их использовали для жертвоприношений языческим богам, как амулеты или обереги, некоторые камни подчас сами становились предметами культа.

облагораживаниеУпоминания о драгоценных камнях как об олицетворении роскоши в литературных источниках Египта, Ирана, Иудеи, Индии свидетельствуют о том, что люди уже в древности стали ценить естественную красоту и редкость самоцветов

Однако умение выявлять обработкой камня его блеск, игру граней, прозрачность, полную бесцветность или яркий цвет развилось значительно позже. На Востоке искусство огранки камней берёт своё начало из Индии. Алмазы старинной огранки называют обработанными индийской гранью.

В Европе в раннем средневековье освоили шлифовку самоцветов, посредством которой удаляли с камня поверхностные загрязнения и помутнения, освобождали кристалл от наружных корочек и плёнок, подчёркивая его природные грани, или просто очищали природный «окатыш» наподобие современной галтовки, отчего он становился похожим на кабошон. Cовременная наука о драгоценных камнях, появившаяся в 1892 году.

На данный момент наука насчитывает около 2400 минералов.Чтобы камень считался драгоценным, то есть имел определенную ценность, он должен обладать рядом признаков:

  1. Красота. Совершенно неприметный на первый взгляд камень после соответствующей обработки может заиграть так, что глаз не оторвать. Искусcтво ювелира состоит не только в умелой огранке, но и в способности разглядеть в неказистом камне будущую красоту.
  2. Износостойкость. Нет материалов неподвластных времени. Но способность сохранять красоту при разумных условиях эксплуатации — важный критерий для драгоценного камня.
  3. Редкость. Все редкое всегда ценится дороже, и драгоценные камни яркое этому подтверждение.
  4. Традиционность применения.
     Один из основных факторов оценки камней. Традиционно натуральные материалы ценятся выше имитаций, хотя порой и уступают им в красоте и износостойкости. Но тягу обладать настоящей, а не поддельной драгоценностью искоренить невозможно.
  5. Компактность. Драгоценные камни во все времена были мерилом стоимости. Во времена войн и природных катастроф именно драгоценные камни, благодаря высокой цене и компактности, позволяли с легкостью перемещать капитал.

Исходя из этих критериев, лишь более 100 из всех минералов обрабатываются в драгоценные камни. А широкое применение в ювелирном деле приобрели и вовсе порядка двадцати.

В 1973 г. Е.Я. Киевленко предложил классификацию цветных камней, в которой учтена их рыночная стоимость и применяемость в ювелирных изделиях и предметах художественно-камнерезного промысла. Киевленко выделяет три группы камней: ювелирные (драгоценные) , ювелирно-поделочные и поделочные.

Облагораживание минералов

Для этого минералы подвергают облагораживанию. Данные процедуры могут включать в себя термическую обработку и окрашивание, а также облучение или пропитание различными химическими составами.

Современное облагораживание позволяет значительно улучшать как внешний вид, так и свойства драгоценных камней, повышает их ценность и позволяет использовать самоцветы в ювелирных нуждах. Практически любой драгоценный минерал, использующийся в наше время в ювелирных целях, обязательно проходит тот или иной этап облагораживания. Необходимо также отметить, что облагораживание считается удачным, если его результат в течение времени оказался устойчивым. Неустойчивое облагораживание может даже непоправимо испортить дорогой самоцвет.

Термическая обработка

Одним из первых доступных методом облагораживания являлась термическая обработка или попросту обжигание. Еще в древние времена люди поняли, что обжиг некоторых материалов (например – глины) повышает их свойства и внешний вид. В конечном счете это касается и драгоценных камней, однако тут процесс должен проходить гораздо более деликатно. Средняя температура обжига самоцветов – 1500-2000°С, однако некоторые кристаллы могут выдержать и более высокие температуры

Важно выдержать нужную среду в печи, где происходит обжиг, а также четко фиксировать время применения максимальной температуры и скорость нагревания печи

Очень часто термическая обработка применяется для достижения желанного оттенка у драгоценного камня. Также высокая температура может сгладить ненужные вставки в самоцветах.
Чаще всего этому методу облагораживания подвергаются аквамарины, цирконы, рубины, сапфиры и алмазы. К примеру, серые сапфиры из Шри-Ланка, которые по сути были бесполезны в ювелирном деле, после термообработки получили благородный синеватый оттенок и стали использоваться в украшениях. Коричневые алмазы посредством обработки высокими температурами приобретают нейтральный цвет, повышается их прозрачность.

Облучение

Облучение в наши дни является одним из самых популярных способов облагораживания драгоценных самоцветов. Чаще всего при помощи облучения облагораживаются такие минералы, как алмазы, кварциты, топазы и бериллы. Суть состоит в том, что кристалл подвергается некоторым типам излучения – рентгеновским, ультрафиолетовым или гамма-лучами. Также в этом случае самоцвет может обрабатываться мельчайшими частицами – электронами, нейтронами и пр.

Алмазы при таком облучении чаще всего получают синеватый оттенок с примесями зеленого цвета. В дальнейшем их практически всегда подвергают термической обработке, и в конечном итоге минерал становится желтым, красным, фиолетовым, или же практически не меняет цвет, оставаясь сине-зеленым.
Топазы под воздействием облучения чаще всего приобретают голубоватый оттенок. Однако также можно достичь и других цветов, от зеленого до розового.

Пропитывание

При методе пропитывания кристалл помещают в смолы или окрашивающие масла, вследствие чего имеет место заполнение природных трещин на минерале, а также значительно улучшается расцветка и повышается крепость материала. Такому типу облагораживания чаще всего подвергаются алмазы, корунды, опалы, бирюзы и пр.

Также существует несколько менее распространенных методов облагораживания драгоценных камней. К примеру, можно выделить выжигание включений в алмазах при помощи лазера, а также различные напыления и покрытие пленками для улучшения вида кристалла.

Обработка и шлифовка яшмы

Усилия, которые приходится прикладывать для превращения кусочка горной породы в произведение искусства, того стоят. Как правило, самоцвет кабошонируют – то есть, обрабатывают таким способом, чтобы в результате камушек приобрел гладкую, выпуклую, хорошо отполированную поверхность. Такая поверхность не имеет граней, чем отличается от фасетной огранки, присущей обычно драгоценным камням. Как правило, кабошонируется камень либо в овал, либо в шар, с одной стороны выпуклый, с другой – плоский.

Разновидностей яшмы очень много, на сегодняшний день выделяют более двухсот сортов. Можно сказать, что каждое месторождение дает миру особенный, непохожий ни на какой другой камень. И пусть по каким-то характерным особенностям добываемый минерал можно классифицировать как одну из уже известных разновидностей, все равно, он будет обладать уникальными текстурными и структурными особенностями и расцветками. На одном только Урале насчитывают более пятисот месторождений, не уступает ему и Алтайский край.

Видео на тему: Обработка и полировка камня

Когда специалист выбирает материал, который в дальнейшем идет на обработку, учитывается степень метаморфической его проработки. Чем выше эта степень, тем выше качество подготовленного в обработку сырья. Обработка тоже имеет свои тонкости. Например, какие-то разновидности яшмовых нуждаются в увлажнении, причем те камни, которые впитают слишком много воды, не подлежат дальнейшей полировке.

Учитывается при обработке и структура минерала. Если он пористый, в нем присутствуют места, обладающие пониженной твердостью или небольшими пустотами (например, заполненными кварцем), то такой минерал должен разрезаться на пластинки. Их затем необходимо нагреть, с обеих сторон покрыть эпоксидной смолой – она заполнит все имеющиеся поры и пустоты. Вместо эпоксидной смолы можно применять и другие разновидности синтетического клея, а можно использовать одновременно и эпоксидку, и клей, вторично проклеивая заготовку по мере обработки яшмы. Точно также вы можете произвести обработку заготовки, которая не была доделана, только если она еще цела.

Что касается непосредственно шлифовки, то полировать и шлифовать яшму намного сложнее, нежели халцедоны, обладающие сходной плотностью. Яшма зачастую является вулканическим пеплом, пропитанным кремнеземом, и является достаточно пористой, а потому обработка ее осуществляется гораздо сложнее, нежели у халцедонов. Сначала рекомендуются тонкая шлифовка. Затем советуют применять алмаз крупностью пятнадцать, шесть и три мкм на деревянной поверхности. Потом уже переходят к полировке с применением окиси алюминия на кожаной или на деревянной поверхности.

облагораживание

Полировка большинства силифицированных кремниев осуществляется без прикладывания особых усилий. Наиболее сложно подвергающиейся полировке яшмой считают джеспилит – минерал, который состоит из окрашенной и особо окремненной породы, имеющей слоистую структуру с прожилками мелкозернистого гематита. Обрабатывается такой материал, как кварц, но при этом полировке подвергаются только кварцевые участки, гематитовые не полируются. Обусловлено это тем, что гематитовые частички сильно крошатся, из-за чего на обрабатываемом материале образуется множество маленьких ямок. Ровная же поверхность достигается путем шлифовки с применением особого материала – яшму обрабатывают специальными шлифовальными алмазными пастами. Шлифованная алмазной пастой поверхность камня получается гладкой, ровной и красивой. Пасту используют сначала пятнадцати мкм, затем шести и трех мкм.

Заканчивают же полировку алмазом, крупностью один или 0,5 мкм. Поверхность для шлифовки используют, как правило, деревянную. Полируемость поверхности можно улучшать путем заблаговременной проклейки каменной заготовки эпоксидной смолой или другим синтетическим клеем.

облагораживание

В настоящее время яшма является одним из самых востребованных полудрагоценных минералов. Из нее изготавливается бессчетное множество изделий – от украшений и амулетов до предметов интерьера, включая и его облицовку. Из-за трудностей обработки и повсеместной распространенности ее очень редко подделывают. Если и можно встретить подделки, то чаще всего дешевые – из стекла или пластика. Но несмотря на очевидную сложность обработки, яшма стоит прилагаемых усилий, ведь затем ее твердость будет только на пользу изделию. Любое яшмовое изделие твердо и устойчиво к истиранию, оно не царапается и не бьется, а только выглядит лучше с течением времени. Долговечность – это одно из ценнейших свойств яшмы, как декоративного и отделочного камня.

Материалы для кабошонов

В результате многовекового опыта определён перечень драгоценных камней и самоцветов, наилучшим образом открывающих свои эксклюзивные качества при обработке способом кабошон. Можно перечислить несколько наиболее известных наименований:

  1. Звездчатый рубин — кабошон с эффектом астеризма, преобразующий свет в лучащуюся звезду.
  2. Звездчатый сапфир — драгоценный камень синего цвета, с сияющей звездой в глубине.
  3. Селенит или лунный камень — полупрозрачный голубовато-молочный полевой шпат, завораживающий таинственным «лунным» сиянием.
  4. Кошачий глаз — полупрозрачный хризоберилл с перемещающимся внутри вертикальным бликом, напоминающим зрачок кошачьего глаза.
  5. Бирюза — непрозрачный самоцвет особого зелёного оттенка, иногда покрытый тонкой узорной сеточкой, заметен издалека, но не раздражает, а всегда производит благотворное впечатление.
  6. Опал — матовый самоцвет красивых серых оттенков.
  7. Нефрит — матовый самоцвет, имеющий целую палитру оттенков от светло-бежевого до тёмно-зелёного, отличающийся нежным блеском отшлифованной поверхности.
  8. Агат — непрозрачный камень, подходит поклонникам глубокого чёрного цвета.
  9. Малахит — тёмно-зелёная горная порода, отличающаяся изысканным рисунком.

Кроме натуральных камней, для изготовления кабошонов используются искусственные материалы, например, цветное стекло.

Применение кабошоновоблагораживание

Кабошоны вставляют в кольца и кулоны, браслеты и серьги, а также используют для декорации сумок и кошельков. В продаже сегодня имеется большой выбор специальных металлических заготовок для тех же колец и кулонов, а также для серёжек.

У каждой рукодельницы, как правило, есть собственный набор инструментов для обработки ювелирных изделий, с помощью которых можно легко вставить кабошон в имеющуюся заготовку.

Например, изготовление броши или кольца если есть заготовки не отнимет много сил у рукодельницы. Тут, главное — внимательно подобрать форму и цвет самого кабошона, и тогда несколько маленьких штрихов в виде стразов или полимерных цветов помогут создать поистине неповторимое изделие.

  • https://kamni.guru/kamni/kaboshon-starinnyy-sposob-otdelki-kamnya.html
  • http://www.kamsad.ru/articles/953/
  • http://www.bibliotekar.ru/spravochnik-97-otdelka/12.htm

Список источников

  • wiki.web.ru
  • gemguide.ru
  • vseskupki.ru
  • vamkamen.ru