Агриппина Яковлевна Ваганова

14.12.2018 0 Автор: admin1

Будни Академии

Каждый год в первых числах июня вдоль стен знаменитого здания на улице Зодчего Росси выстраивается очередь. Начинаются вступительные экзамены в первый балетный класс. Десятилетние абитуриенты в сопровождении родителей мечтают о славе Михаила Барышникова и Дианы Вишневой. Поступают не больше двадцати мальчиков и девочек.

Для иногородних студентов в Вагановке есть интернат. Но не все выдерживают разлуку с домом и родителями. Кто-то «отсеивается», потому что не дотягивает до высоких балетных стандартов. До выпускного класса доходят лучшие из лучших.

Осенью в Академии начинается подготовка к «Щелкунчику». Несколько месяцев все живут в предвкушении праздника. Репетиции каждый день. Нагрузки становится в несколько раз больше. В главном новогоднем спектакле задействованы и младшие, и старшие классы. Для юных танцоров попасть в один из составов – большая удача. Для старшеклассников – шанс заявить о себе на главной сцене Мариинского театра.

Ежегодно в середине июня Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой показывает свой выпускной спектакль. В прошлом году темой постановки стал юбилей Вагановки. Первый акт – посвящение творчеству Мариуса Петипа. Воссоздать отрывки из спектаклей, которым больше ста лет, – задача не из легких. Николай Цискаридзе говорит, пришлось пофантазировать. Однако и костюмы, и пластика юных артистов выдают эпоху. Во втором акте исполнили отрывок из балета «Сюита в белом» Сержа Лифаря.

«Я пошел на такой риск, мы приобрели права на балет исключительно для Санкт-Петербурга, в Москве не разрешили его показывать. «Сюита в белом» – ни одна школа в мире никогда этот балет не танцевала. И не станцует. Для этого надо иметь педагогический состав, иметь смелость и нахальство», – сказал ректор Академии имени Вагановой Николай Цискаридзе.

Уже совсем скоро сегодняшние студенты станут выпускниками. Юные артисты представят свой выпускной спектакль традиционно на исторической сцене Мариинского театра. Известно, что в программе – классические произведения: картина «Подводное царство» из балета «Конек-Горбунок», сюита характерных танцев из балета «Лауренсия», третий акт балета «Неаполь» и третий акт балета «Пахита».

Для новоиспеченных артистов выпускной спектакль – это показательное выступление. К этому времени практически каждый старшеклассник уже получил приглашение в один из отечественных театров. Кто-то отправится покорять Европу или Америку. Потому что петербургская балетная школа уже более двухсот лет не сдает своих позиций и считается лучшей кузницей балетных кадров во всем мире.

Как все начиналось

Основала балетную школу в 1738 году императрица Анна Иоанновна. Первым приглашенным педагогом был француз – Жан Батист Ланде. Его ученики – 12 девочек и мальчиков, дети дворцовых служащих.

В школе всегда работали только выдающиеся педагоги своей эпохи. Каждый из них привносил в русский балет нотки национальной школы – французы, итальянцы, шведы. Здесь преподавал и первый русский балетмейстер Иван Вальберх. Двадцать лет занимался подготовкой русской труппы основатель современной методики классического танца Шарль Луи Дидло. Помогал оттачивать мастерство танцовщикам ведущий балетмейстер эпохи романтизма Жюль Перро. И, конечно же, Мариус Петипа – француз, который прославил русский балет. 

В Россию танцовщика из Марселя пригласили в 1847 году. При нем императорский балет обрел грацию и пластику. Каждое выступление – яркая  постановка с полноценной актерской игрой. Позже этот период будут называть «эпохой Петипа».

Он создал более 70 спектаклей, все имели оглушительный успех. Виртуозность, образность и любовь к русскому танцу – повторить легендарный стиль хореографа до сих пор никому не удалось. Свой главный секрет великий балетмейстер так и не раскрыл.

Агриппина Яковлевна Ваганова

«Он создал тот стиль и ту модель спектаклей, которые на сегодняшний день считаются классическими. Конечно, говорить о том, что кто-то владеет настоящей хореографией Петипа – это все неправда. По той причине, что, когда были попытки записать его балет, а потом по записям восстановить еще при его жизни, он приходил и говорил, что это все абсолютная чушь», – говорит ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе.

Россию Петипа называл второй родиной. Здесь он прожил до конца своих дней и был похоронен на Тихвинском кладбище в Петербурге.

Список источников

  • vaganovaacademy.ru